Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.04.2011, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-11648/2010 по заявлению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии и установил:
Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 14.09.2010 по делу N 138-АМЗ-2010.
Решением от 11.04.2011 суд признал недействительным оспариваемое решение в части признания Комитета нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" вследствие необоснованности требований к победителю аукциона по проведению арендатором за свой счет по собственной инициативе или требованию балансодержателя работ, являющихся обязанностью арендатора, без указания на право арендатора на получение компенсации затрат в установленном статьей 616 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке, предусмотренных в пункте 2.3 проекта договора аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г. Чебоксары, и вследствие включения в проект договора аренды требования о страховании арендатором арендуемого имущества. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 22.06.2011 решение суда оставлено без изменения.
Управление частично не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ссылаясь на пункт 4 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации, Управление указывает, что страхование имущества не является обязательным видом страхования. Включение требования страхования помещения в договор аренды нежилых помещений является незаконным, нарушающим требования законодательства. Апелляционный суд неправомерно принял в качестве доказательства разъяснения Федеральной антимонопольной службы, изложенные в письме от 13.01.2011, которые не были представлены в суд первой инстанции. Объективные причины, свидетельствующие о невозможности представления данного письма в суд первой инстанции, отсутствуют.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемой части решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля Управление установило, что 24.08.2010 на официальном сайте Комитета размещен информационный бюллетень N 38, в котором содержалось сообщение о проведении 13.10.2010 аукциона по продаже права на заключение договоров аренды нежилых помещений в г. Чебоксары по семи лотам. Кроме того, на сайте размещена документация об аукционе, включающая в себя описание лотов, образец заявки на участие в аукционе, проект договора аренды нежилого помещения (строения) муниципальной собственности г. Чебоксары.
По итогам анализа размещенной информации Управление в том числе пришло к выводу о нарушении Комитетом пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Антимонопольный орган, в частности, установил, что условие, установленное в подпункте "н" пункта 2.3 проекта договора, обязывающее арендатора произвести за свой счет страхование помещения в соответствии с установленным органами местного самоуправления города Чебоксары порядком, нарушает права участников аукциона и является навязыванием невыгодных условий договора.
Комиссия Управления, рассмотрев дело, возбужденное по результатам проверки, признала в том числе факт нарушения Комитетом пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что отразила в решении от 14.09.2010. На основании данного решения Комитету выдано предписание, в котором предложено ему в срок до 17.09.2010 внести изменения в документацию об открытом аукционе на право заключения договоров аренды муниципальных нежилых помещений и проекты договоров аренды нежилых помещений по всем лотам, в том числе: привести проект договора аренды в соответствие с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила) и гражданским законодательством; продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в соответствии с пунктом 119 Правил, и в срок до 22.09.2010 сообщить в Управление об исполнении предписания.
Комитет не согласился с принятыми решением и предписанием и обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 424, статьей 616, пунктом 1 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктами 2 и 4 части 1 статьи 15, частями 1 и 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), пунктом 98, подпунктом 4 пункта 105, пунктами 142 и 150 Правил, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу об отсутствии в действиях Комитета нарушения антимонопольного законодательства относительно включения в проект договора аренды требования о страховании арендатором арендуемого имущества и удовлетворил заявленное требование в данной части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации дозволяет собственнику имущества определять те условия, при которых принадлежащее ему имущество будет передаваться в аренду.
В пункте 4 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным в смысле данной статьи и не влечет последствий, предусмотренных статьей 937 Кодекса.
Следовательно, Комитет, действовавшей от имени собственника, был вправе предусмотреть условие о страховании объекта аренды.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело документы, суды пришли к выводу о том, что установление в подпункте "н" пункта 2.3 проекта договора обязанности арендатора произвести за свой счет страхование помещения не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, не ограничило права хозяйствующих субъектов по сравнению с тем, как они определены федеральным законом, основано на установленных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации правомочиях собственника. Управление не указало, какому закону или иному нормативному правовому акту противоречит данное требование.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение в обжалуемой части является незаконным и нарушает права и законные интересы Комитета в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное принятие апелляционным судом новых доказательств отклоняется.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 5 пункта 26 постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснил, что принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.04.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 по делу N А79-11648/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным в смысле данной статьи и не влечет последствий, предусмотренных статьей 937 Кодекса.
...
Всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело документы, суды пришли к выводу о том, что установление в подпункте "н" пункта 2.3 проекта договора обязанности арендатора произвести за свой счет страхование помещения не привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, не ограничило права хозяйствующих субъектов по сравнению с тем, как они определены федеральным законом, основано на установленных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации правомочиях собственника. Управление не указало, какому закону или иному нормативному правовому акту противоречит данное требование.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 5 пункта 26 постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснил, что принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 октября 2011 г. N Ф01-4498/11 по делу N А79-11648/2010