Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Каширской Н..А., Синякиной Т.В.
при участии представителя ответчика: Морозова Н.А. по доверенности от 19.05.2011,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми в лице государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.04.2011, принятое судьей Изъюровой Т.Ф., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011, принятое судьями Чегнигиной Т.В., Великоредчаниным О.Б., Губиной Л.В., по делу N А29-10905/2010 по иску государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Коми государственный педагогический институт" к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Республике Коми,
третьи лица - Агентство Республики Коми по социальному развитию, государственное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара", о взыскании убытков и установил:
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Коми государственный педагогический институт" (далее - институт) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Казне Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (далее - Минфин РК), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми; далее - Минфин РФ). Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование о взыскании 3179 рублей 40 копеек убытков (выпадающих доходов), связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Решением от 05.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2011, с Минфина РК за счет средств казны Республики Коми в пользу института взыскано 2694 рубля 41 копейка в качестве возмещения убытков истца и 863 рубля 19 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины. Такие же суммы взысканы с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Минфин РК обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что судами обеих инстанций нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также не доказана причинно-следственная связь между возникшими убытками и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов.
Минфин РК ссылается на существовавший Порядок мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в редакции постановления Правительства Республики Коми от 18.08.2005 N 226, действовавший в период спорных правоотношений, которым предусмотрено, что расходы организаций, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются органом социальной защиты населения, принявшим решение о предоставлении гражданам указанных мер социальной поддержки, на основании заключенных договоров за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год. Договора с институтом не было.
Кроме того, заявитель жалобы не согласен с судебными актами в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 863 рублей 19 копеек, поскольку государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Институт в отзыве просил оставить судебные акты без изменения. Агентство Республики Коми по социальному развитию поддержало позицию заявителя.
Лица, участвующие в деле (за исключением заявителя), извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание окружного суда, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи (судья Тугарев С.В., секретарь судебного заседания Потолицина О.И.).
Законность решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, институт обладает на праве оперативного управления зданием общежития N 2, расположенным по адресу: город Сыктывкар, улица Коммунистическая, дом 23а. С 1994 года в комнате данного общежития проживает гражданин Герасимов В.А.
Решением Сыктывкарского городского суда от 02.02.2009 N 2-636/09 за Герасимовым В.А. признано право на получение социальной поддержки в виде 100 процентов льготы по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2006 по 31.12.2006. Суд исходил из того, что Герасимов В.А. имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными актами:
- статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) в размере 50 процентов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;
- статьей 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Закон N 55-РЗ) в размере 50 процентов освобождения от оплаты пользования жилым помещением и коммунальных услуг.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми по делу N 33-2638 от 07.06.2010 за Герасимовым В.А. признано право на перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги с 01.02.2006 по 31.12.2006.
Решением Сыктывкарского городского суда по делу N 2-5862/10 от 23.08.2010 с института в пользу Герасимова В.А. взысканы суммы, излишне уплаченные Герасимовым В.А. в счет коммунальных платежей и платы за жилое помещение с 01.02.2006 по 31.12.2006 в размере 6358 рублей 80 копеек.
На основании исполнительного листа от 03.09.2010 платежным поручением от 13.10.2010 N 158118 взысканная судом сумма перерасчета была полностью оплачена институтом Герасимову В.А.
Посчитав, что уплаченная сумма денежных средств относятся в равных долях к расходным обязательствам Республики Коми и Российской Федерации, институт обратился с иском в суд.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или соответствующим субъектом Российской Федерации.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду нормы законов, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект Российской Федерации (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа (пункт 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу пунктов 3 и 4 статьи 13 Закона о ветеранах социальная защита ветераном предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание гарантий социальной защите ветеранов, в том числе содержание жилых помещений и оплату коммунальных услуг. Расходы, связанные с реализацией прав и льгот, установленных данным законом, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, оплата коммунальных услуг относится к возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 10 Закона о ветеранах).
На основании пункта 8 статьи 14 Закона о ветеранах инвалидам войны предоставляются меры социальной защиты в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Вместе с тем предусмотрена также оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда (пункт 9 статьи 14 Закона о ветеранах).
Пункт 1 статьи 10 Закона о ветеранах предусматривает, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ следует, что к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, не относится финансирование расходов в связи с предоставлением инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и членам их семей льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону о ветеранах.
Тем самым Российская Федерация, установив законодательно льготы по оплате за жилое помещение и оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Статьей 4 Закона N 55-РЗ предусмотрено, что инвалидам войны из числа лиц, указанных в статье 4 Закона о ветеранах, дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Законом о ветеранах, предоставляются такие меры социальной поддержки, как:
- 50-процентное освобождение указанных лиц от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, в том числе членов их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, совместно с ними проживающих; 100-процентное освобождение указанных лиц и проживающих совместно с ними их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, от оплаты за пользование жилым помещением (платы за найм) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, превышающим установленную социальную норму площади жилого помещения;
- 50-процентное освобождение инвалидов войны от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг);
- 100-процентное освобождение от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг) членов их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, совместно с ними проживающих;
- 100-процентное освобождение инвалидов войны и проживающих совместно с ними членов их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, от оплаты за сверхнормативное потребление коммунальных услуг; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах).
Согласно действовавшему в период возникновения спорных отношений в Республике Коми Порядку предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280, расходы организаций, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются органом социальной защиты населения, принявшим решение о предоставлении гражданам указанных мер социальной поддержки, на основании заключенных договоров за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Таким образом, в данной части предоставления мер социальной поддержки являются расходными обязательствами Республики Коми и подлежат возмещению за счет казны Республики Коми.
Кроме того, между институтом и уполномоченным органом не был заключен договор на возмещение представленных мер социальной поддержки, поэтому оснований возмещать затраты за счет главного распорядителя бюджетных средств - Агентства - возможности не имелось. А так как обязательство, связанное с возмещением институту из федеральной и республиканской казны потраченных им денежных средств по предоставлению Герасимову В.А. мер социальной поддержки, возникло после исполнения институтом соответствующей обязанности, присужденной решением суда общей юрисдикции.
Институт не относится к органам государственной власти федерального и республиканского уровня, к расходным обязательствам которых отнесено предоставление соответствующих льгот гражданам. Следовательно, понесенные им в связи с исполнением решения суда расходы подлежат возмещению.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности факта ненадлежащего исполнения обязанностей Российской Федерацией в лице Минфина РФ и Республикой Коми в лице Минфина РК по финансированию мер социальной поддержки, расходов, понесенных институтом, причинно-следственную связь между этими обстоятельствами.
Довод заявителя жалобы о необоснованном взыскании расходов государственной пошлины является несостоятельным.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
При рассмотрении дела суд решил вопрос не об уплате государственной пошлины, а о возмещении судебных расходов по ее уплате, понесенных истцом. Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные участвующими в деле лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Данная норма права гарантирует возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.04.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 по делу А29-10905/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми в лице государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Н.А. Каширская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 4 Закона N 55-РЗ предусмотрено, что инвалидам войны из числа лиц, указанных в статье 4 Закона о ветеранах, дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Законом о ветеранах, предоставляются такие меры социальной поддержки, как:
- 50-процентное освобождение указанных лиц от оплаты за пользование жилым помещением (платы за наем) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, в том числе членов их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, совместно с ними проживающих; 100-процентное освобождение указанных лиц и проживающих совместно с ними их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, от оплаты за пользование жилым помещением (платы за найм) в домах государственного, муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций, превышающим установленную социальную норму площади жилого помещения;
- 50-процентное освобождение инвалидов войны от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг);
- 100-процентное освобождение от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг) членов их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, совместно с ними проживающих;
- 100-процентное освобождение инвалидов войны и проживающих совместно с ними членов их семей, указанных в статье 22 настоящего Закона, от оплаты за сверхнормативное потребление коммунальных услуг; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах).
Согласно действовавшему в период возникновения спорных отношений в Республике Коми Порядку предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 280, расходы организаций, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются органом социальной защиты населения, принявшим решение о предоставлении гражданам указанных мер социальной поддержки, на основании заключенных договоров за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 октября 2011 г. N Ф01-4410/11 по делу N А29-10905/2010