См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2011 г. по делу N А11-1184/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителей от истца: Молодцовой Т.Н. (доверенность от 01.10.2011 N 3-10/11), Лагаевой Я.Е. (доверенность от 01.10.2011 N 2-10/11), от ответчика: Гуляйкина А.Н. (доверенность от 21.11.2011), Шориной Н.Г. (доверенность от 25.10.2011), Воронова В.П. (доверенность от 21.11.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мед-Плюс" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.05.2011, принятое судьей Щавлевой А.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011, принятое судьями Родиной Т.С., Казаковой Н.А., Насоновой Н.А., по делу N А11-1184/2010 по иску муниципального учреждения здравоохранения "Вязниковская центральная районная больница" к обществу с ограниченной ответственностью "Мед-Плюс" о расторжении муниципального контракта от 07.08.2009 N 2 и взыскании 958 058 рублей и установил:
муниципальное учреждение здравоохранения "Вязниковская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Вязниковская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Мед-Плюс" (далее - ООО "Мед-Плюс") о расторжении муниципального контракта от 07.08.2009 N 2 и возврате стоимости поставленного товара в сумме 958 058 рублей.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.05.2011 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Мед-Плюс" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, и неправильно применили нормы материального права. По его мнению, основания для расторжения муниципального контракта отсутствуют, поскольку гарантия производителя поставленного оборудования передана истцу, а американская фирма, через которую прибор закуплен, подтвердила наличие гарантии производителя. ООО "Мед-Плюс" полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчику предложения о расторжении договора, а также доказательства существенного нарушения требований к качеству товара. Заявитель указывает, что условие контракта, содержащее требование к поставщику о наличии гарантии качества производителя, не основано на законе; ООО "Мед-Плюс" предоставило истцу гарантийный срок по обслуживанию аппарата 24 месяца.
В судебном заседании представители ответчика подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе и дополнении к ней.
МУЗ "Вязниковская ЦРБ" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов ООО "Мед-Плюс", просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 29.11.2011.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам открытого аукциона МУЗ "Вязниковская ЦРБ" (заказчик) заключило с ООО "Мед-Плюс" (поставщиком) муниципальный контракт от 07.08.2009 N 2 на поставку медицинского оборудования - аппарата искусственной вентиляции легких LTV 1200, производитель Pulmonetic Systems (США).
Согласно пункту 2.1 договора цена контракта составляет 958 058 рублей; срок действия контракта определен с момента его подписания и до полного исполнения обязательств каждой из сторон (пункт 8.1).
В силу пункта 3.1 контракта поставляемый товар должен соответствовать стандартам ГОСТ. Требования к безопасности, размерам, упаковке и хранению товара устанавливаются в соответствии с требованиями, установленными производителем товара.
В приложении N 1 "Техническое задание" к контракту отражены требования по качеству, в частности описание и инструкция по использованию на русском языке; гарантийное обслуживание - 24 месяца с момента поставки пользователю; оригинал доверенности производителя.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.5 контракта датой поставки товара и исполнения поставщиком своих обязательств по контракту в полном объеме (поставке товара, монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию, проведению инструктажа персонала заказчика) считается дата подписания сторонами акта приема-передачи товара по форме согласно приложению N 2 к контракту. Одновременно с товаром прилагается гарантийный талон, техническая и эксплуатационная документация, соответствующий сертификат на русском языке.
Срок гарантии качества товара составляет 24 месяца и исчисляется со дня поставки товара. Объем предоставления гарантий качества товара - 100 процентов на все оборудование (пункт 5.1 контракта).
В силу пункта 7.4 контракта в случае поставки товара ненадлежащего качества заказчик вправе по своему выбору потребовать от поставщика: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара, замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим настоящему контракту, в срок, о котором просит заказчик; возмещения расходов, вызванных недостатками товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) заказчик вправе по своему выбору: отказаться от исполнения настоящего контракта (пункт 7.5 контракта).
По товарной накладной от 29.09.2009 N Ми-0000073 аппарат ИВЛ LTV 1200 поставлен истцу.
Платежным поручением от 30.09.2009 N 1204 истец перечислил ответчику 958 058 рублей.
В связи с отсутствием гарантии производителя и ненадлежащим качеством товара МУЗ "Вязниковская ЦРБ" в порядке статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации направило ООО "Мед-Плюс" уведомление от 04.06.2010 N 25/02-08 и претензию от 17.01.2011.
Указав на существенные нарушения ответчиком условий контракта, МУЗ "Вязниковская ЦРБ" обратилось в арбитражный суд с иском о расторжении муниципального контракта от 07.08.2009 N 2 и возврате стоимости поставленного по муниципальному контракту товара - аппарата искусственной вентиляции легких LTV 1200, производитель Pulmonetic Systems (США), в сумме 958 058 рублей.
Руководствуясь статьями 450, 456, 506, 525 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 8, 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил исковые требования. Суд пришел к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по муниципальному контракту.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (пункт 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон.
В силу пункта 2 статьи 450 названного Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Суды, исследовав имеющиеся в деле доказательства, установили, что ответчик не исполнил предусмотренные муниципальным контрактом обязательства по предоставлению покупателю гарантии производителя на поставленный товар - аппарат ИВЛ LTV 1200.
Из пункта 3.1 контракта следует, что письмо, удостоверяющее полномочия поставщика и предоставление гарантийных обязательств, должно исходить от производителя поставляемого оборудования.
Вместе с тем документ, удостоверяющий полномочия ООО "Мед-Плюс" и предоставление гарантийных обязательств, исходящих от производителя - компании Pulmonetic Systems Inc, не представлен.
Ответчик не отрицает, что не является дистрибьютором или партнером компании производителя - Pulmonetic Systems Inc., или официального и эксклюзивного представителя в странах СНГ по продаже, гарантии и сервисному обслуживанию оборудования компании производителя - фирмы Polyomed, не запрашивал и не получал доверенность на поставку аппарата ИВЛ LTV 1200 в МУЗ "Вязниковская ЦРБ".
Кроме того, из писем официального представителя компании Pulmonetic Systems (США) на территории Российской Федерации ЗАО "Айно-М" от 11.11.2009 N 58-11-11-2009/3 и от 31.01.2011 N 1-31-01-11 следует, что аппарат LTV 1200 с серийным номером Е31696 ранее был приобретен частным лицом, гражданином США, для личных нужд и предназначался для использования на территории США. Данный аппарат не предназначен для работы в Российской Федерации, на него не распространяются гарантии, сервисные программы, поставка расходных принадлежностей и запасных частей, русификация аппарата невозможна, пуско-наладка аппарата производителем запрещена. Производитель - компания Pulmonetic Systems Inc и представитель производителя в Российской Федерации ЗАО "Айно-М" не несут ответственности в связи с эксплуатацией данного аппарата на территории Российской Федерации и потенциальной опасностью для жизни и здоровья пациентов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу о том, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств истец в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, поскольку отсутствие гарантии производителя не исключает возможности возникновения в ходе эксплуатации аппарата ИВЛ LTV 1200 потенциальной опасности для жизни и здоровья пациентов.
Выводы судов соответствуют материалам дела и не противоречат им. Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования МУЗ "Вязниковская ЦРБ" о расторжении муниципального контракта от 07.08.2009 N 2 и взыскании 958 058 рублей.
Доводы заявителя кассационной жалобы признаны несостоятельными.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.05.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А11-1184/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мед-Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Мед-Плюс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Федерального закона.
Расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (пункт 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон.
В силу пункта 2 статьи 450 названного Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 ноября 2011 г. N Ф01-4731/11 по делу N А11-1184/2010