См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2011 г. по делу N А38-3346/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 ноября 2011 г. по делу N А38-3346/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Апряткиной Г.С., Бабаева С.В.
при участии представителя от ответчика: Зверевой И.А. по доверенности от 19.05.2011 N 20,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.04.2011, принятое судьей Лежниным В.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011, принятое судьями Бухтояровой Л.В., Ершовой О.А., Малышкиной Е.Л., по делу N А38-3346/2010 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании права собственности и об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет", общество с ограниченной ответственностью "Земпроект", общество с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС", региональное отделение политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Республике Марий Эл, индивидуальный предприниматель Отмахов Владимир Серафимович, индивидуальный предприниматель Дацкова Лариса Витальевна, частный нотариус Никитин Вячеслав Дмитриевич, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле, Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", муниципальное учреждение культуры "Организационно-культурный центр города Йошкар-Олы", общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Консультант", общество с ограниченной ответственностью "Рикс Плюс С", индивидуальный предприниматель Копылова Марина Викторовна, индивидуальный предприниматель Беляева Полина Ивановна, Разуваев Сергей Иванович, Лабутина Елена Валерьевна, Министерство государственного имущества Республики Марий Эл, и установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет) о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание с подвалом площадью 2699,2 квадратного метра, кадастровый (условный) номер 12:0:1:0:103:1340:11812/А, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 134, и об истребовании данного здания из чужого незаконного владения.
Требования основаны на статьях 12, 203, 209, 214, 218, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и мотивированы тем, что спорное здание относится исключительно к федеральной собственности и потому не могло быть передано в муниципальную собственность.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный университет", общество с ограниченной ответственностью "Земпроект", общество с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС", региональное отделение политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Республике Марий Эл, индивидуальный предприниматель Отмахов Владимир Серафимович, индивидуальный предприниматель Дацкова Лариса Витальевна, частный нотариус Никитин Вячеслав Дмитриевич, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле, Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", муниципальное учреждение культуры "Организационно-культурный центр города Йошкар-Олы", общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Консультант", общество с ограниченной ответственностью "Рикс Плюс С", индивидуальный предприниматель Копылова Марина Викторовна, индивидуальный предприниматель Беляева Полина Ивановна, Разуваев Сергей Иванович, Лабутина Елена Валерьевна и Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство).
Сославшись на статьи 196, 199, 200, 210 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд решением от 25.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2011, отказал в удовлетворении исковых требований. Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований возникновения исключительного права федеральной собственности на спорный объект, об отсутствии правовых оснований для виндикации объекта из незаконного владения муниципального образования и о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требования.
Не согласившись с судебными актами, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, спорное здание в силу прямого указания закона относится исключительно к федеральной собственности. Теруправление не согласно с выводами суда об отсутствии правовых оснований для виндикации объекта из незаконного владения муниципального образования и о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требования.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель ответчика участвовал в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Марий Эл.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Комитета сослался на законность и обоснованность судебных актов и просил оставить жалобу без удовлетворения.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу также сослалось на законность и обоснованность судебных актов, просило рассмотреть жалобу без участия своего представителя и оставить ее без удовлетворения.
Теруправление ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства третьи лица не обеспечили явку представителей в третью инстанцию. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как усматривается из документов и установил суд, здание Дома Советов 1937 года, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 134, в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" и от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Право муниципальной собственности на нежилое здание с подвалом, назначение - нежилое, 4-этажное (подземных этажей - 1), литер А, общей площадью 2699,2 квадратного метра, инвентарный номер 11812, кадастровый (условный) номер 12:0:1:0:103:13 40:11812/А, расположенное по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 134, зарегистрировано 14.03.2002 на основании решения Комитета по управлению имуществом города Йошкар-Олы от 15.10.1996 N 104 и акта приема-передачи нежилых помещений с баланса муниципального предприятия жилищного хозяйства на баланс Комитета по управлению имуществом города Йошкар-Олы.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования "Город Йошкар-Ола" от 21.10.2005 N 04-12/2895 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.12.2005 зарегистрировано право муниципальной собственности на земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов (поселений), общей площадью 906,65 квадратного метра, кадастровый номер 12:05:0506003:0008, расположенный по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 134.
Посчитав, что спорное здание в силу прямого указания законно относится исключительно к федеральной собственности, Теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
До принятия судом первой инстанции решения ответчик заявили о пропуске истцом срока исковой давности.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд установил, что до 01.01.2004 от имени Российской Федерации функции территориального агентства Госкомимущества (Минимущества) Российской Федерации осуществляло Министерство, которому с 19.12.2002 было известно о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное здание, и пришел к правомерному выводу о том, что начало течения срока исковой давности по заявленным требованиям определяется с момента, когда Российской Федерации в лице уполномоченного органа стало известно о праве муниципальной собственности на спорное здание (не позднее 19.12.2002), в арбитражный суд истец обратился 22.09.2010, то есть по истечении срока исковой давности.
В пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 12 - 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2006 N 9675/06 разъяснено, что факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае какие-либо другие доводы в обоснование заявленного искового требования не подлежат рассмотрению.
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что основаны на ошибочном толковании закона.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.04.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу N А38-3346/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
...
В пункте 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 12 - 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2006 N 9675/06 разъяснено, что факт истечения срока исковой давности служит самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае какие-либо другие доводы в обоснование заявленного искового требования не подлежат рассмотрению."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф01-4763/11 по делу N А38-3346/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4043/12
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4043/12
06.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4763/11
11.11.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-3346/2010
14.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А38-3346/2010
02.08.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3671/11
25.04.2011 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-3346/10