См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 октября 2011 г. по делу N А82-733/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителей от ответчика: Аниськина М.А., доверенность от 21.10.2009, Новожиловой Н.А., доверенность от 03.05.2011,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.05.2011, принятое судьей Митрофановой Г.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011, принятое судьями Барминым Д.Ю., Гуреевой О.А., Кобелевой О.П., по делу N А82-733/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью Дочернее предприятие корпорации "Канлюкс" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" о взыскании 61 373 рублей 33 копеек и установил:
общество с ограниченной ответственностью Дочернее предприятие корпорации "Канлюкс" (далее - ООО ДПК "Канлюкс") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 61 373 рублей 33 копеек списанной с лицевого счета в ТехПД платы за пользование вагонами и за пользование путем необщего пользования.
Решением суда от 26.05.2011 исковое требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "РЖД" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению ОАО "РЖД", плата за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования начислена в соответствии с пунктом 2.7.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (далее - Тарифное руководство N 3), по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства N 3, а также в соответствии с условиями договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенного с его собственником - обществом с ограниченной ответственностью "ТалКом" (далее - ООО "ТалКом"). Ответчик не согласен с выводом судов об отсутствии согласия ООО ДПК "Канлюкс" на списание денежных средств с единого лицевого счета, так как данные суммы списаны в порядке, предусмотренном заключенным сторонами договором от 11.01.2009 N 7Р22-0148/09 о порядке расчетов за транспортные услуги, как составляющая сбора за подачу и уборку вагонов по ведомостям подачи и уборки вагонов, подписанным ответчиком без разногласий.
Представители ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО ДПК "Канлюкс", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" и ООО ДПК "Канлюкс" заключили договор от 11.01.2009 N 7Р22-0148/09 о порядке расчетов за транспортные услуги.
01.02.2009 стороны заключили договор N 7Р12-353/09 на выполнение работ и оказание услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, при организации перевозок грузов.
ООО ДПК "Канлюкс" со станции Троицко-Печорск Северной железной дороги отгрузило спецплатформы с пиломатериалами N 54379417, 54509443, 54498431, 54385323, 54379417, назначение - Азербайджан.
Платформы были поданы под погрузку на подъездной путь необщего пользования, принадлежащий ООО "ТалКом".
После приемки груза к перевозке ОАО "РЖД" предъявило ООО ДПК "Канлюкс" ведомости подачи и уборки вагонов N 091002 на сумму 26 711 рублей 20 копеек, N 084001 на сумму 15 893 рубля 20 копеек, N 093003 на сумму 19 117 рублей 50 копеек, N 096004 на сумму 10 590 рублей 20 копеек, а также акты общей формы N 1/353, 1/351, 1/322, 1/325. На основании ведомостей ОАО "РЖД" списало с лицевого счета истца 23 954 рубля 94 копейки (с налогом на добавленную стоимость) сбора за подачу и уборку вагонов, 54 252 рубля 27 копеек (с налогом на добавленную стоимость) платы за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, 7121 рубль 06 копеек (с налогом на добавленную стоимость) платы за время нахождения собственных/арендованных вагонов на путях общего пользования.
ООО ДПК "Канлюкс" 15.10.2010 направило в адрес ОАО "РЖД" претензию N 349 с требованием вернуть незаконно удержанную сумму в размере 61 373 рублей 33 копеек на расчетный счет ООО ДПК "Канлюкс".
ОАО "РЖД" письмом от 13.12.2010 сообщило об оставлении претензии ООО ДПК "Канлюкс" без удовлетворения.
ООО ДПК "Канлюкс" посчитало, что ОАО "РЖД" незаконно удержало сумму в размере 61 373 рублей 33 копеек, и обратилось в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 11, 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), статьей 8 Федерального закона от "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, статьями 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу, что взимание платы за пользование собственными и арендованными вагонами при простое их на путях общего пользования не предусмотрено заключенными ООО ДПК "Канлюкс" и ОАО "РЖД" договорами, и удовлетворил заявленное исковое требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
В статье 2 Устава железнодорожного транспорта указано, что тарифные руководства - это сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством РФ порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В Тарифном руководстве N 2 установлены размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
В силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта не содержится оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.02.2011 N 12745/10.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что договор на подачу и уборку вагонов между истцом и ответчиком не заключался, а договором на выполнение работ и оказание услуг от 01.02.2009 и договором от 11.01.2009 о порядке расчетов за транспортные услуги обязанность по уплате ООО ДПК "Канлюкс" перевозчику платы за пользование собственными и арендованными вагонами при простое их на путях общего пользования и размер такой платы прямо не предусмотрены.
ОАО "РЖД" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств согласования размера платы за пользование вагонами с их владельцами.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование ООО ДПК "Канлюкс" о взыскании списанной с лицевого счета в ТехПД платы в размере 61 373 рублей 33 копеек.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что плата за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования начислена ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3 и условиями договора с ООО "ТалКом", отклоняется судом округа, так как решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу от 01.07.2011 N 5095/11 указанный пункт Тарифного руководства N 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признан недействующим, как несоответствующий абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта.
Подписание ООО ДПК "Канлюкс" ведомостей подачи и уборки вагонов без разногласий не опровергает вывод судов о незаконности взыскания спорной суммы платы.
На основании изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на ОАО "РЖД".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.05.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.08.2011 по делу N А82-733/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
...
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта не содержится оснований для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.02.2011 N 12745/10.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что плата за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования начислена ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3 и условиями договора с ООО "ТалКом", отклоняется судом округа, так как решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу от 01.07.2011 N 5095/11 указанный пункт Тарифного руководства N 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признан недействующим, как несоответствующий абзацу 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 декабря 2011 г. N Ф01-4580/11 по делу N А82-733/2011