См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2011 г. по делу N А79-749/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.
при участии представителя от заинтересованного лица: Александровой Н.Н. (по доверенности от 20.07.2011 N 16),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.05.2011, принятое судьей Каргиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011,принятое судьями Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., Смирновой И.А., по делу N А79-749/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Чувашстройтранс" о признании незаконными действий администрации города Чебоксары и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике по снятию земельного участка с кадастрового учета и установил:
открытое акционерное общество "Чувашстройтранс" (далее - Общество, ОАО "Чувашстройтранс") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации города Чебоксары (далее - Администрация) по обращению с заявлением о снятии с кадастрового учета, а также действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике (далее - Кадастровая палата) по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 4434 квадратных метра, кадастровый номер 21:01:0:170, расположенного по улице 1-я Чапаева в городе Чебоксары и предоставленного для завершения строительства жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган восстановить данный земельный участок на государственном кадастровом учете.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Успех" (ИНН: 2128705135, ОГРН: 1052128120087; далее - ТСЖ "Успех").
Решением суда от 11.05.2011 заявленные требования удовлетворены. Действия Администрации по обращению с заявлением в Кадастровую палату о снятии с кадастрового учета земельного участка признаны незаконными; действия Кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета земельного участка признаны незаконными; Кадастровая палата обязана восстановить земельный участок на кадастровом учете.
Постановлением апелляционного суда от 26.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кадастровая палата не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Кадастровой палаты, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета". На момент совершения действия по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета Кадастровая палата не являлась органом, осуществляющим публичные полномочия, соответственно, ее действия не могли рассматриваться по правилам, предусмотренным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса. Оспаривание действий органа кадастрового учета не предусмотрено законодательством.
Кадастровая палата указывает, что предметом оспаривания должно быть решение о снятии с учета объекта недвижимости от 16.08.2010 N 01/10-2973, которое судом не рассматривалось. К участию в процессе не привлекалось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, которое вынесло указанное решение. Отмена решения могла послужить основанием для восстановления статуса земельного участка.
Кроме того, снятие земельных участков с учета в государственном кадастре недвижимости до истечения двухлетнего срока при отсутствии государственной регистрации прав на него производится на основании заявления собственника объекта недвижимости. Поскольку исходный земельный участок является участком неразграниченной государственной собственности, правом распоряжаться им наделена Администрация; представлять документ, подтверждающий это право, не требуется. При этом на момент подачи заявления доверенность представителя Администрации была действующей.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли тот факт, что заявитель не подтвердил формирование земельного участка для многоквартирного дома согласно требованиям статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Признание земельных участков, сведения о которых аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, объектами прав общей долевой собственности преждевременно.
Подробно доводы Кадастровой палаты изложены в кассационной жалобе.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направила. Кассационная жалоба рассмотрена без ее участия.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления в обжалуемой части проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы Администрации от 22.10.2003 N 2942-р "О предварительном согласовании места размещения дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного питания по ул. 1-я Чапаева", кадастрового плана земельного участка от 01.03.2004 N 01-16/04-679-у Обществу по договору от 23.06.2004 N 111/2124-л предоставлен в аренду на один год земельный участок с кадастровым номером 21:01:99 99 99:0022, площадью 8086 квадратных метров для строительства жилого дома.
Распоряжением от 22.07.2009 N 2577-р "О прекращении у ОАО "Чувашстройтранс" права аренды на земельные участки по ул. Чапаева, 2, передаче земельных участков в распоряжение администрации города Чебоксары" на основании, в том числе, акта приема-передачи жилого дома и материалов межевания земельного участка право аренды Общества земельных участков площадью 1274 квадратных метра, 383 квадратных метра, 1463 квадратных метра прекращено, земельные участки переданы в распоряжение Администрации. Обществу поручено оформить заявки на проведение кадастрового учета.
На основании заявления ОАО "Чувашстройтранс" от 12.02.2010 N 2101/101/10-430 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана из земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:10 (21:01:99 99 99:0022, изменен в связи с изменением номера условного внутрирайонного кадастрового квартала) и 21:01:020405:102 образованы пять земельных участков:
1) площадью 4434 квадратных метра, кадастровый номер 21:01:0:170, для завершения строительства жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения;
2) площадью 13 053 квадратных метра, кадастровый номер 21:01:020405:114, земли общего пользования;
3) площадью 2870 квадратных метров, кадастровый номер 21:01:020405:115, для завершения строительства жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения;
4) площадью 269 квадратных метров, кадастровый номер 21:01:020407:121, для завершения строительства жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения;
5) площадью 170 квадратных метров, кадастровый номер 21:01:020408:96, для завершения строительства жилого дома переменной этажности встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения.
Согласно распоряжению Администрации от 15.06.2010 N 1908-р "О продлении ОАО "Чувашстройтранс" срока аренды земельного участка по ул. 1-я Чапаева" земельный участок указан как имеющий кадастровый номер 21:01:0:170 и площадь 4434 квадратных метра, срок аренды продлен до 23.05.2011.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 21.07.2010 N 210/4640-Л А для завершения строительства жилого дома переменной этажности со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения Обществу до 23.05.2011 предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 4434 квадратных метра, кадастровый номер 21:01:0:170, в том числе площадью 4 квадратных метра - в охранной зоне газопровода; площадью 337 квадратных метров - в охранной зоне водопровода; площадью 100 квадратных метров - в охранной зоне канализации, расположенный по улице 1-я Чапаева.
Во исполнение условий указанного договора ОАО "Чувашстройтранс" вносит ежемесячные арендные платежи.
Представитель Администрации Семенов Николай Федорович, действовавший на основании доверенности от 23.01.2009 N 21-01/333998, обратился в Кадастровую палату с заявлением от 27.07.2010 N 2101/102/10-2566 о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:000000:170 (21:01:0:170), 21:01:020405:114, 21:01:020405:115, 21:01:020407:121 и 21:01:020408:96.
На основании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 16.08.2010 N 01/10-2973 земельные участки с кадастровыми номерами 21:01:0:170, 21:01:020405:114, 21:01:020405:115, 21:01:020407:121, 21:01:020408:96 были сняты с кадастрового учета.
Посчитав, что действия органа местного самоуправления и действия уполномоченного органа по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 21:01:0:170 не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ОАО "Чувашстройтранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьями 16, 20, 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что действия Администрации, повлекшие снятие земельного участка с учета, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права собственников многоквартирного жилого дома; также ею не соблюден установленный законом порядок снятия земельного участка с учета.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 Закона о кадастре).
В силу статьи 20 названного Федерального закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться правообладатели объектов недвижимости.
Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 36), Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 36), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 16) установлено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно, при этом каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Как следует из материалов дела и установили суды, на земельных участках, снятых с учета, имеется жилой дом, введенный в эксплуатацию. Следовательно, право на обращение с заявлениями о кадастровом учете имели правообладатели объектов недвижимости - помещений в данном доме. Доказательств того, что представитель Администрации обладал полномочиями на снятие с кадастрового учета земельных участков, делегированными ему в установленном порядке собственниками помещений в указанном жилом доме, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах действия Кадастровой палаты по снятию с учета земельного участка с кадастровым номером 21:01:0:170 обоснованно признаны судом первой и апелляционной инстанций незаконными.
Ссылка Кадастровой палаты на отсутствие у Администрации права на заключение договора аренды отклоняется судом округа, поскольку действительность указанного договора не является предметом исследования по данному делу.
Мнение Кадастровой палаты о том, что предметом оспаривания должно быть решение о снятии с учета объекта недвижимости от 16.08.2010 N 01/10-2973, не принимается судом округа, поскольку определение предмета и основания иска в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является прерогативой истца.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.05.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 по делу N А79-749/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 Закона о кадастре).
В силу статьи 20 названного Федерального закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться правообладатели объектов недвижимости.
Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 36), Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 36), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 16) установлено, что земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно, при этом каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 декабря 2011 г. N Ф01-5631/11 по делу N А79-749/2011