Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Базилевой Т.В., Фоминой О.П.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Кировского областного государственного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2011, принятое судьей Пономаревой Е.Л., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011, принятое судьями Тетерваком А.В., Губиной Л.В., Поляшовой Т.М., по делу N А28-3428/2011 по иску Кировского областного государственного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-экспедиторское предприятие" о взыскании 144 871 рубля и установил:
Кировское областное государственное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - КОГУ "Дорожный комитет Кировской области") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-экспедиторское предприятие" (далее - ООО "РЭП") о взыскании 144 871 рубля в возмещение вреда, причиненного транспортными средствами ответчика автомобильным дорогам Кировской области.
Решением суда от 10.06.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 08.09.2011 указанное решение оставлено без изменения.
КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что содержащиеся в акте от 16.05.2010 N 156 данные позволяют полностью идентифицировать транспортное средство и установить его собственника (ООО "РЭП"). КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" обращает внимание суда на то, что причинение вреда имело место при использовании ответчиком тягача с прицепом; использование прицепа, принадлежащего ООО "Иглис", отдельно от механического транспортного средства невозможно, поэтому вред, возникший от использования ответчиком в дорожном движении двух транспортных средств в одном составе, подлежит возмещению ответчиком. Заявитель полагает, что ошибочное указание в акте N 156 в качестве собственника транспортного средства ООО "Иглис" не является препятствием для взыскания причиненного вреда с ответчика как с собственника (владельца) транспортного средства.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "РЭП" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 16.05.2010 на 137-м километре участка автодороги Киров - Советск - Яранск сотрудниками КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" было зафиксировано превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации автотранспортного средства - седельного тягача SKANIA R114 GA4Х2 NA, регистрационный номер А694МВ43, с прицепом SCHMITZ, регистрационный номер АЕ543743, управляемых водителем Суворовым Леонидом Алексеевичем.
По факту нарушения составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 16.05.2010 N 156.
Согласно данному акту размер вреда, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 144 871 рубль.
23.06.2010 КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" направило в адрес ООО "РЭП" (собственнику седельного тягача) претензию о возмещении ущерба, нанесенного автомобильным дорогам Кировской области в связи с перевозкой тяжеловесных грузов.
Общество не ответило на претензию, поэтому истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", Арбитражный суд Кировской области в удовлетворении иска отказал, поскольку акт от 16.05.2010 N 156 составлен не на ответчика, а в отношении другого лица; факт принадлежности ответчику одного из транспортных средств (тягача) не свидетельствует о том, что перевозка выполнялась ответчиком и что в момент совершения правонарушения именно ответчик являлся владельцем или пользователем тягача и полуприцепа, допустивших превышение веса.
Апелляционный суд, дополнительно руководствовавшийся статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149, постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2010 N 43/82 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2010 года", согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок).
В силу пункта 19 Порядка в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2010 N 43/82 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2010 года" (далее - Постановление N 43/82) с 19 апреля по 18 мая введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Утверждены предельные значения нагрузок на ось автотранспортных средств в 2010 году и размеры возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В рассматриваемом случае факт превышения фактической осевой нагрузки при перевозке грузов с использованием упомянутых транспортных средств судами установлен, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, как установили суды на основании представленного в материалы дела акта N 156, организацией, осуществляющей данную перевозку, является ООО "Иглис".
То обстоятельство, что собственником тягача SKANIA R114 GA4Х2 NA, регистрационный номер А694МВ43, является ООО "РЭП", не подтверждает того, что в момент совершения правонарушения ответчик являлся владельцем тягача и полуприцепа.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали КОГУ "Дорожный комитет Кировской области" в иске о взыскании с ООО "РЭП" 144 871 рубля.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по делу N А28-3428/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Кировского областного государственного учреждения "Дорожный комитет Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Постановлением Правительства Кировской области от 16.03.2010 N 43/82 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2010 года" (далее - Постановление N 43/82) с 19 апреля по 18 мая введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Утверждены предельные значения нагрузок на ось автотранспортных средств в 2010 году и размеры возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2011 г. N Ф01-5459/11 по делу N А28-3428/2011