Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии заявителей: индивидуального предпринимателя Цветкова Дениса Валерьевича и индивидуального предпринимателя Цветкова Ильи Валерьевича,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы заявителей - индивидуального предпринимателя Цветкова Дениса Валерьевича и индивидуального предпринимателя Цветкова Ильи Валерьевича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.10.2011, принятое судьями Мокрецовой Т.М., Андриановой Н.В., Тимчука Н.Г., по делу N А11-7499/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Цветкова Дениса Валерьевича и индивидуального предпринимателя Цветкова Ильи Валерьевича о признании частично недействующим нормативного правового акта и установил:
индивидуальный предприниматель Цветков Денис Валерьевич и индивидуальный предприниматель Цветков Илья Валерьевич (далее - Предприниматели) обратились в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействующим постановления главы поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области от 15.12.2008 N 141 "Об утверждении перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Поселок Вольгинский" в части включения в данный перечень имущества, расположенного по адресу: Владимирская область, Петушинский район, поселок Вольгинский, ул. Старовская, д. 13, как несоответствующего положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), а также Положению о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденному решением Совета народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области от 27.11.2008 N 86/12 "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства" (далее - Положение о порядке формирования перечня муниципального имущества) (с учетом требований, уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.02.2011 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2011 решение от 04.02.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 03.10.2011 суд отказал в удовлетворении заявленного требования, так как обжалуемое постановление соответствует требованиям законодательства, а передаваемый объект недвижимого имущества не обременен правами третьих лиц, ввиду чего его включение в перечень муниципального недвижимого имущества является правомерным.
Предприниматели не согласились с решением суда и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебный акт и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителей, суд при вынесении решения не выяснил ряд обстоятельств, которые привели к принятию неправильного решения. Суд не учел наличие договора аренды от 14.10.2005 N 33, заключенного обществом с ограниченной ответственностью "Бис" (далее - ООО "Бис") с администрацией поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области (далее - Администрация) и неправомерно не привлек ООО "Бис" к участию в деле. Суд не учел, что имеются договоры аренды нежилых помещений с другими арендаторами, ограничивающие муниципальное образование в части распоряжения и включения недвижимого имущества в утвержденный перечень. Кроме того, суд принимает пояснения председателя Совета народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района от имени Администрации, которые противоречат позиции главы Администрации. Однако суд не привлек Совет народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района к участию в деле.
В отзыве заинтересованное лицо отклонило доводы жалобы и просило оставить обжалуемый судебный акт в силе.
Предприниматели в судебном заседании поддержали доводы, подробно изложенные в кассационных жалобах.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.12.2011.
Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.12.2008 глава поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области принял постановление N 141 "Об утверждении перечня муниципального имущества", согласно которому арендуемое Предпринимателями имущество (в определенной части), находящееся по адресу: Владимирская область, Петушинский район, поселок Вольгинский, ул. Старовская, д. 13 (универмаг), включено под номером 13 в Перечень муниципального имущества муниципального образования "Поселок Вольгинский", свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень муниципального имущества).
Постановление "Об утверждении перечня муниципального имущества" опубликовано в районной газете "Вперед" от 31.12.2008, N 102.
Посчитав, что данное постановление в части включения в Перечень муниципального имущества арендуемого ими имущества не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматели обратились в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Аналогичные положения закреплены в подпунктах 3 и 27 пункта 1 статьи 6 Устава.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 26 Устава к исключительной компетенции Совета народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района Владимирской области отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Глава поселка Вольгинский издает в пределах своих полномочий правовые акты (подпункт 3 пункта 1 статьи 33 Устава).
Согласно пункту 3 Положения о порядке формирования перечня муниципального имущества глава муниципального образования с учетом мнения Совета народных депутатов поселка Вольгинский утверждает Перечень муниципального имущества муниципального образования "Поселок Вольгинский", свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят главой поселка Вольгинский в пределах предоставленных полномочий.
В силу статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества.
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 4 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно статье 18 Федерального закона N 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества.
Во исполнение этой задачи органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их органов местного самоуправления (часть 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 4.1 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ).
В силу пункта 7 Положения о порядке формирования перечня муниципального имущества в данный перечень могут включаться следующие объекты, являющиеся собственностью муниципального образования "Поселок Вольгинский", не обремененные правами третьих лиц: здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструмент.
Суд первой инстанции установил, что арендуемое Предпринимателями имущество на момент включения в перечень муниципального имущества, утвержденный оспариваемым постановлением, находилось в собственности муниципального образования "Поселок Вольгинский".
При принятии постановления "Об утверждении перечня муниципального имущества" соблюден пункт 3 Положения о порядке формирования перечня муниципального имущества.
Утвержденный оспариваемым постановлением перечень имущества 31.12.2008 опубликован в районной газете "Вперед", N 102.
Постановление "Об утверждении перечня муниципального имущества" принято до момента обращения Предпринимателей с заявлениями о выкупе арендуемых помещений (19.05.2010) в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
В пункте 7 Положения о порядке формирования перечня муниципального имущества также предусмотрено, что в данный перечень могут включаться объекты, не обремененные правами третьих лиц.
Согласно пункту 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества с последующим заключением договора купли продажи не может быть реализовано в отношении части нежилого помещения. По смыслу Федерального закона N 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет согласно Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Согласно выписке из реестра нежилых помещений, находящихся по адресу Владимирская область, Петушинский район, поселок Вольгинский, ул. Старовская, д. 13, с 01.07.2008 по 31.12.2008 арендуемые помещения представляют собой часть здания универмага.
Суд установил, что на момент обращения в арбитражный суд с заявлением арендуемые помещения не являлись обособленными объектами недвижимости. В связи с этим универмаг представляет собой единый объект имущества, который в установленном законом порядке на несколько самостоятельных объектов не разделен. В материалах дела отсутствуют доказательства обременения универмага как объекта муниципального имущества в целом правами третьих лиц, поэтому собственник правомерно реализовал права по распоряжению объектом недвижимости (универмагом) и включил его в перечень муниципального имущества.
В силу изложенного отклоняется довод заявителя о необходимости привлечения ООО "Бис" к участию в деле, как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит Федеральному закону N 159-ФЗ, Федеральному закону N 209-ФЗ и Положению о порядке формирования перечня муниципального имущества.
Довод заявителя о том, что суд принял пояснения председателя Совета народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района Гаранина В.В. от имени Администрации и в то же время не привлек Совет народных депутатов поселка Вольгинский Петушинского района к участию в деле, подлежит отклонению, так как Гаранин В.В. действовал от имени Администрации по доверенности.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы суда и, по существу, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Кассационные жалобы Предпринимателей не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационных жалоб относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.10.2011 по делу N А11-7499/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Цветкова Дениса Валерьевича и индивидуального предпринимателя Цветкова Ильи Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи
|
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества с последующим заключением договора купли продажи не может быть реализовано в отношении части нежилого помещения. По смыслу Федерального закона N 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет согласно Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
...
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит Федеральному закону N 159-ФЗ, Федеральному закону N 209-ФЗ и Положению о порядке формирования перечня муниципального имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 декабря 2011 г. N Ф01-5401/11 по делу N А11-7499/2010
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4554/12
29.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5401/11
03.10.2011 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-7499/10
20.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1138/11
04.02.2011 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-7499/10