Нижний Новгород |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А79-9283/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от ответчика: Матюшкина С.И. (доверенность N 2 от 10.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Батыревского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.04.2014, принятое судьями Щетинкиным А.В., Бойко О.И., Афанасьевым А.А., по делу N А79-9283/2013
по заявлению администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
к администрации Батыревского района Чувашской Республики
о признании недействующим постановления от 02.09.2004 N 465,
третьи лица - Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, прокуратура Чувашской Республики,
и у с т а н о в и л :
администрация Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики (далее - администрация Батыревского сельского поселения) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к администрации Батыревского района Чувашской Республики (далее - администрация Батыревского района) о признании недействующим постановления от 02.09.2004 N 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево".
Руководствуясь статьями 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 6.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", статьей 25 Устава Батыревского района, принятого решением собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики от 09.07.1998, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 04.04.2014 заявленное требование удовлетворил. Суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы администрации Батыревского сельского поселения.
Администрация Батыревского района не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель жалобы считает, что постановление от 02.09.2004 N 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево" является ненормативным правовым актом, устанавливающим правовые нормы для определенного круга лиц и рассчитано на однократное применение. Кроме того, срок для обжалования данного акта администрацией Батыревского сельского поселения пропущен.
Подробно доводы администрации Батыревского района изложены в кассационной жалобе.
Администрация Батыревского сельского поселения в отзыве не согласилась с доводами, изложенными в кассационной жалобе, указав на отсутствие оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии решения проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Закона Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской Республики" в целях сохранения уникальных природных и искусственных комплексов и объектов, имеющих природоохранное, оздоровительное, рекреационное, историко-культурное, эстетическое и просветительское значение, сохранения их для будущих поколений в естественном состоянии, а также экологического, культурного и эстетического воспитания населения 02.09.2004 администрация Батыревского района Чувашской Республики вынесла постановление N 465 "Об особо охраняемой природной территории "Парк отдыха" в с. Батырево", согласно которому "Парк отдыха" в с. Батырево площадью 1,60 гектара объявлен особо охраняемой природной территорией местного (сельского) значения; утвержден паспорт на особо охраняемую природную территорию местного (сельского) значения; отделу культуры и по делам архивов Батыревской райадминистрации предписано обеспечить соблюдение установленного режима охраны особо охраняемой природной территории; контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Батыревскую сельскую администрацию.
Решением суда первой инстанции постановление от 02.09.2004 N 465 признано недействующим полностью.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии установил, что постановление от 02.09.2004 N 465 противоречит части 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), поскольку регулирует деятельность другого органа местного самоуправления и возлагает контроль за его выполнением на другой орган местного самоуправления.
Кроме того, оспариваемое постановление не опубликовано надлежащим образом.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно статье 25 Устава Батыревского района, принятого решением собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики от 09.07.1998, постановления и распоряжения главы самоуправления Батыревского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальное опубликование осуществляется не позже чем через 10 дней со дня принятия данного решения.
В материалах дела отсутствуют доказательства публикации постановления от 02.09.2004 N 465 администрацией Батыревского района.
Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что постановление администрации Батыревского района не имело юридической силы, и признало его недействительным.
Довод заявителя жалобы о том, что постановление от 02.09.2004 N 465 не затрагивает права и законные интересы Батыревского сельского поселения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судом кассационной инстанции отклоняется.
Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Администрация Батыревского района объявила особо охраняемой природной территорией местного (сельского) значения "Парк отдыха" в с. Батырево, расположенный в границах Батыревского сельского поселения, нарушив право администрации Батыревского сельского поселения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что постановление является ненормативным правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), рассчитанных на многократное применение.
В рассматриваемом случае суд сделал правильный вывод о том, что постановление от 02.09.2004 N 465 является нормативным правовым актом, поскольку принято органом местного самоуправления в рамках осуществления предоставленных полномочий, устанавливало правила поведения на особо охраняемой природной территории местного значения, адресовано неопределенному кругу лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от факта возникновения либо прекращения правоотношений, предусмотренных актом.
Довод заявителя о том, что был пропущен срок исковой давности, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом.
Администрация Батыревского района таких ссылок на закон в кассационной жалобе не приводит.
С учетом изложенного кассационная жалоба администрации Батыревского района не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку администрация Батыревского района освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.04.2014 по делу N А79-9283/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Батыревского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
...
Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
...
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 октября 2014 г. N Ф01-4032/14 по делу N А79-9283/2013