Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Синякиной Т.В.,
судей Елисеевой Е.В., Каширской Н.А.
без участия лиц, участвующих в деле о банкротстве,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области на определение Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011, принятое судьями Сандаловым В.Г., Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., по делу N А28-281/2007 Арбитражного суда Кировской области об исправлении описки в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2009 и установил:
определением Арбитражного суда Кировской области от 23.09.2009 частично удовлетворено заявление арбитражного управляющего Иванова Валентина Вячеславовича о взыскании с Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения за проведение процедуры банкротства общества с ограниченной ответственностью "Проспект" (далее - Общество, должник).
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.11.2009 определение Арбитражного суда Кировской области от 23.09.2009 отменил в части, взыскал с Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области в пользу индивидуального предпринимателя Иванова Валентина Вячеславовича 50 000 рублей расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Определением от 03.10.2011, принятым по результатам рассмотрения заявления Иванова В.В., апелляционный суд исправил опечатку в постановлении от 17.11.2009. В тексте резолютивной части постановления вместо слов "Взыскать с Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области..." суд указал "Взыскать Федеральной налоговой службы_".
Не согласившись с принятым определением Федеральная налоговая службы России в лице Управления по Кировской области (далее - Управление) обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное определение.
Заявитель со ссылкой на пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91) указывает, что апелляционный суд незаконно произвел замену Управления на Федеральную налоговую службы России, поскольку заявителем по делу выступало именно Управление.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность определения Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А28-281/2007 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы на основании статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть возложены исключительно на лицо, участвующее в деле.
К лицам, участвующим в деле о несостоятельности (банкротстве) относятся уполномоченные органы (статья 34 Закона о банкротстве).
Согласно статье 2 Закона о банкротстве уполномоченными органами в деле о банкротстве и процедурах банкротства являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства" функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам до преобразования названного Министерство в Федеральную налоговую службу, а с момента образования Федеральной налоговой службы - на Федеральную налоговую службу.
В настоящее время уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", приказом Федеральной налоговой службы от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@ "Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России" Федеральная налоговая служба России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы.
В любом случае независимо от того, какое именно конкретно территориальное подразделение Федеральной налоговой службы России будет осуществлять выплату вознаграждения и компенсацию расходов конкурсного управляющего в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91, если заявителем по делу выступал уполномоченный орган, то на основании пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве расходы по делу о банкротстве взыскиваются с него (его соответствующего территориального подразделения) за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства.
То есть расходы в деле о банкротстве возлагаются на сам уполномоченный орган, являющийся заявителем по этому делу в лице своих территориальных подразделений.
Поэтому в обжалуемом определении суд второй инстанции правомерно указал Федеральную налоговую службу России, с которой и подлежат взысканию расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А28-281/2007 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Синякина |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В любом случае независимо от того, какое именно конкретно территориальное подразделение Федеральной налоговой службы России будет осуществлять выплату вознаграждения и компенсацию расходов конкурсного управляющего в соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91, если заявителем по делу выступал уполномоченный орган, то на основании пункта 3 статьи 59 Закона о банкротстве расходы по делу о банкротстве взыскиваются с него (его соответствующего территориального подразделения) за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2012 г. N Ф01-5795/11 по делу N А28-281/2007