Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Фоминой О.П., Чижова И.В.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.07.2011, принятое судьей Еремычевой И.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011, принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., по делу N А82-3373/2011 по иску открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога о взыскании 479 487 рублей 32 копеек и установил:
открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 479 487 рублей 32 копеек, в том числе 449 680 рублей 73 копейки необоснованно списанной платы и 29 806 рублей 59 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.06.2010 по 22.04.2011.
Решением суда от 06.07.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.09.2011 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Воркутауголь" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 39, 58, часть 2 статьи 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), не применили подлежащие применению статью 1102 ГК РФ, Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26. По мнению ОАО "Воркутауголь", ОАО "РЖД" неправомерно начислило и списало с лицевого счета в технологическом центре по обработке перевозочных документов (ТехПД) плату за пользование вагонами, не исключив из оплачиваемого времени технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест. Отсутствие в заключенном сторонами договоре условия о предоставлении неоплачиваемого технологического времени не является основанием для отказа в удовлетворении иска, так как обязанность исключения технологического времени при расчете платы за пользование вагонами установлена законом. Списанная с лицевого счета в ТехПД плата за пользование вагонами в завышенном размере является неосновательным обогащением.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу указало на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Воркутауголь" (владелец) заключили договор от 14.01.2010 N 8-114 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Воркутауголь" по станции Мульда Северной железной дороги, действующий в редакции протокола согласования разногласий от 19.05.2010.
В соответствии с абзацами 1, 2 параграфа 8 договора время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочные пути до момента их возвращения на выставочные пути, согласно ниткам расписания. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается равным 11,22 часа.
Все платежи вносятся перевозчику владельцем на расчетный счет ОАО "РЖД" в ТехПД-1 Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" до момента оказания услуг (абзац 1 параграфа 10 договора).
В силу параграфа 13 (в редакции дополнительного соглашения от 27.05.2010 N 1) договор вступает в силу с 20.05.2010 и действует по 31.01.2015 включительно.
В июне 2010 года с лицевого счета истца в ТехПД перевозчиком списана плата за пользование вагонами в размере 449 680 рублей 73 копеек.
Посчитав, что плата в размере 449 680 рублей 73 копеек списана ответчиком необоснованно, ОАО "Воркутауголь" направило в ОАО "РЖД" претензию от 26.11.2010 N 26-1490 с требованием возврата излишне списанной платы за пользование вагонами и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 15 479 рублей 26 копеек.
ОАО "РЖД" в ответе на претензию от 31.12.2010 отказало в удовлетворении требования ОАО "Воркутауголь", что явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 421 ГК РФ, статьями 55, 58, 62 УЖТ РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что в договоре условие о предоставлении владельцу пути неоплачиваемого технологического времени не установлено, поэтому отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 УЖТ РФ).
Согласно статье 62 УЖТ РФ вносимая в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Таким образом, продолжительность операций, связанных с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, должна быть оговорена в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Суды установили, что в протоколе разногласий от 10.02.2010 к договору от 14.01.2010 N 8-114 в абзаце 3 параграфа 8 договора содержалось условие о предоставлении владельцу неоплачиваемого технологического времени равное 7 часам на каждый вагон. Однако протокол согласования разногласий подписан сторонами без данного условия.
В договоре от 14.01.2010 N 8-114 в редакции, действовавшей в июне 2010 года, продолжительность неоплачиваемого технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборки вагонов с этих мест, не установлена.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом округа, поскольку по смыслу статьи 62 УЖТ РФ обязанность исключения технологического времени при расчете платы за пользование вагонами установлена законом при согласовании сторонами продолжительности данного времени в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на ОАО "Воркутауголь".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение арбитражного суда ярославской области от 06.07.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 по делу N А82-3373/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 УЖТ РФ).
Согласно статье 62 УЖТ РФ вносимая в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2012 г. N Ф01-5821/11 по делу N А82-3373/2011