Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2012.
Полный текст постановления изготовлен 07.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Апряткиной Г.С., Чернышова Д.В.
при участии представителей от истца: Ионовой Н.В. (доверенность от 30.12.201 N 26-юр), от Комитета: Попковой Е.Л. (доверенность от 31.01.2012), Зверевой И.А. (доверенность от 2601.2012), от Теруправления: Нефедовой Л.И. (доверенность от 19.07.2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011, принятое судьями Большаковой О.А., Кузнецовым В.И., Бухтояровой Л.В., по делу N А38-799/2011 по иску открытого акционерного общества "Волгосельэлектросетьстрой" к муниципальному образованию городского округа "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность жилых домов, обязании передать жилые дома и обязании принять их и установил:
открытое акционерное общество "Волгосельэлектросетьстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Комитет) и Территориальному управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Теруправление):
- о признании незаконным отказа муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета принять в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" жилые дома, расположенные в городе Йошкар-Оле по адресам: улица Чехова, дом 54, улица Садовая, дом 85, улица Шумелева, дом 6, улица Фридриха Энгельса, дом 45, улица Фридриха Энгельса, дом 47;
- об обязании муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета принять в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" следующие объекты жилищного фонда, расположенные в городе Йошкар-Ола:
а) жилой дом N 54 по улице Чехова (условный номер 12-12-01/178/2008-452, инвентарный номер 88:401:001:010495780:0100, литера А), за исключением приватизированных гражданами квартир N 2, 3, 6, 9, 12;
б) жилой дом N 85 по улице Садовой (условный номер 12-12-01/178/2008-455, инвентарный номер 88:401:001:100949370:0100, литера А), за исключением приватизированных гражданами квартир N 2, 3, 4, 8;
в) жилой дом N 6 по улице Шумелева (условный номер 12-12-01/178/2008-454, инвентарный номер 88:401:002:000087090:0100, литера А);
г) жилой дом N 45 по улице Фридриха Энгельса (условный номер 12-12-01/178/2008-453, инвентарный номер 88:401:002:000079660:0100, литера А);
д) жилой дом N 47 по улице Фридриха Энгельса (условный номер 12-12-01/178/2008-457, инвентарный номер 88:401:001:100796270:0100, литеры А, А1, А2), за исключением приватизированной гражданами квартиры N 2;
- об обязании Российской Федерации в лице Теруправления принять решение о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования "Город Йошкар-Ола" ранее указанных объектов жилищного фонда.
Заявленное требование основано на положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и мотивировано тем, что ответчик уклоняется от принятия упомянутых объектов жилого фонда в муниципальную собственность.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 07.07.2011 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что Общество не относится к лицам, осуществляющим права и обязанности собственника от имени Российской Федерации, не обладает правом распоряжаться собственностью Российской Федерации, то есть является ненадлежащим истцом. Суд также указал, что истец избрал юридически неверный способ защиты против муниципального образования, направленный на распоряжение федеральным имуществом.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 решение суда первой инстанции изменено. Суд апелляционной инстанции обязал муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в трехмесячный срок принять в муниципальную собственность перечисленные жилые дома. При этом суд исходил из того, что в силу требований Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 спорные объекты (жилые дома) относятся к объектам муниципальной собственности независимо от наличия либо отсутствия надлежащим образом оформленного права муниципальной собственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Первого арбитражного апелляционного суда ввиду неправильного применения норм материального права и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Марий Эл.
Доводы заявителя сводятся к следующему. Спорные дома являются объектами права собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Данные объекты недвижимости переданы Обществу в пользование на основании договора от 02.02.1993, то есть между ним и Российской Федерацией существуют обязательственные отношения. В упомянутых жилых домах есть приватизированные гражданами квартиры, следовательно, весь дом целиком не может быть передан муниципалитету.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указало на правильность принятого по делу постановления Первого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, представители Общества и Теруправления отклонили аргументы заявителя и просил оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Комитета и Теруправления участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из документов кассационного производства следует и суды первой и апелляционной инстанций установили, что 23.11.1992 в процессе приватизации проектно-строительного объединения "Волгосельэлектросетьстрой" создано открытое акционерное общество "Волгосельэлектросетьстрой".
В плане приватизации ОАО "Волгосельэлектросетьстрой", в акте оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1992 и в приложении N 1 к плану приватизации жилые дома, в том числе дома, являющиеся предметом настоящего спора, определены как объекты социально-бытового и социально-культурного назначения, остающиеся в государственной, муниципальной собственности.
Акционерное общество "Волгосельэлектросетьстрой" и Комитет по управлению государственным имуществом Нижегородской области 02.02.1993 заключили договор о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества. Согласно договору на баланс Общества передано государственное имущество, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации, а именно жилой фонд, включая спорные жилые дома, остаточной стоимостью 2218 тысяч рублей.
Указанное имущество передано во временное пользование с момента подписания договора до передачи в муниципальную собственность в установленном действующим законодательством порядке (пункт 2 договора).
С 2004 года Общество и Теруправление неоднократно обращались к ответчикам с требованием принять жилой фонд в муниципальную собственность.
Отказ муниципального образования "Город Йошкар-Ола" принять спорные объекты в муниципальную собственность послужил основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и приложением N 3 к данному постановлению. В пункте 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
В силу пункта 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пунктам 8 и 9 плана приватизации истца и договору передачи объекта во временное пользование от 23.11.1992 спорные жилые дома не включены в уставный капитал акционерного общества.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации является решением о передаче названного объекта в муниципальную собственность.
С учетом всех перечисленных обстоятельств и норм приватизационного законодательства окружной суд счёл законным вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорные объекты жилищного фонда не вошли в состав приватизированного имущественного комплекса ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" и в 1992 году собственником имущества принято решение о передаче этих объектов недвижимости в муниципальную собственность. Следовательно, с момента утверждения плана приватизации (с 23.11.1992) у муниципального образования возникла безусловная обязанность принять спорные объекты жилищного фонда.
Доводы Комитета, изложенные в кассационной жалобе, признаны судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не опровергают выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первым арбитражным апелляционным судом не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А38-799/2011 Арбитражного суда Республики Марий Эл оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 решение суда первой инстанции изменено. Суд апелляционной инстанции обязал муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в трехмесячный срок принять в муниципальную собственность перечисленные жилые дома. При этом суд исходил из того, что в силу требований Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 спорные объекты (жилые дома) относятся к объектам муниципальной собственности независимо от наличия либо отсутствия надлежащим образом оформленного права муниципальной собственности.
...
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Комитета и Теруправления участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Марий Эл.
...
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и приложением N 3 к данному постановлению. В пункте 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.
В силу пункта 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
...
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации является решением о передаче названного объекта в муниципальную собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2012 г. N Ф01-6163/11 по делу N А38-799/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4019/12
21.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4019/2012
07.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6163/11
15.11.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5125/11