Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2011, принятое судьей Скрипиной Е.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011, принятое судьями Барминым Д.Ю., Гуреевой О.А., Сандаловым В.Г., по делу N А29-2350/2011 по иску государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" к государственному унитарному предприятию Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" о взыскании неустойки и установил:
государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ранее - Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному унитарному предприятию Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - ГУП РК "ГАРК", Предприятие) о взыскании 82 650 рублей 83 копеек неустойки за недопоставку и просрочку поставки товаров по государственному контракту от 06.02.2008 N А66/08 за период с 01.07.2008 по 31.07.2008.
Решением суда от 29.07.2011 иск удовлетворен частично: с ГУП РК "ГАРК" в пользу Фонда взыскано 20 000 рублей неустойки, 3306 рублей 03 копейки судебных расходов по уплате государственной пошлины и 200 рублей судебных издержек за получение выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ГУП РК "ГАРК" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статью 314, пункты 1, 2 статьи 328, статью 404, пункт 2 статьи 515 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили статьи 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неполно выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. По мнению ответчика, при разрешении настоящего спора судам следовало учесть договоры о взаимодействии от 20.02.2008 N 1/3, 1/1, 1/27, условиями которых установлены права и обязанности сторон при осуществлении поставки товаров в рамках государственных контрактов. Пункт 3.2.1 контракта от 06.02.2008 N А66/08 в части, устанавливающей обязанность поставщика поставить в определенные сроки товар уполномоченной организации, является несогласованным либо ничтожным, так как Предприятие является одновременно поставщиком и уполномоченной организацией по контракту, что противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. В государственном контракте термин "поставка" используется в значении передачи товара получателям. Срок поставки товара получателям конкретизирован в договорах о взаимодействии, согласно условиям которых ГУП РК "ГАРК" осуществляет отпуск товара получателям в соответствии с ежемесячными требованиями лечебно-профилактических учреждений Республики Коми. Фонд обязан обеспечить выборку товара получателем с места централизованного хранения в установленный срок. Таким образом, обязательство ответчика по поставке товара в установленный срок является встречным по отношению к указанным обязательствам получателей и заказчика. Лечебно-профилактических учреждений Республики Коми с требованиями-накладными своевременно не обращались и выборку товара со склада предприятия не производили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу указал на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд (заказчик) и ГУП РК "ГАРК" (поставщик) заключили государственный контракт от 06.02.2008 N А66/08 на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Республики Коми, на первое полугодие 2008 года.
Согласно пункту 2.1 государственного контракта поставщик поставляет, а заказчик оплачивает товар исходя из условий открытого аукциона А-007, в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью данного контракта.
В пункте 3.2.1 государственного контракта установлена обязанность поставщика произвести поставку уполномоченной организации в течение 10 дней с даты заключения контракта - 50 процентов объема поставки, оставшиеся 50 процентов - в период с 01.04.2008 по 30.04.2008 с последующей передачей получателю на основании договора, заключенного между поставщиком и уполномоченной организацией.
Поставщик обязан доставить товар уполномоченной организации своим транспортом (пункт 3.2.5 государственного контракта).
Уполномоченной организацией является организация, уполномоченная Правительством Республики Коми на организацию обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам (пункт 1.1 государственного контракта).
Распоряжением Правительства Республики Коми от 19.11.2007 N 403-р ГУП РК "ГАРК" назначена уполномоченной организацией.
В пункте 4.1 государственного контракта стороны согласовали, что поставка товара осуществляется поставщиком получателям в течение первого полугодия 2008 года в соответствии с текущей заявкой получателя в рамках спецификации.
В силу пункта 1.1 государственного контракта получателем товара являются Лечебно-профилактические учреждения Республики Коми, оказывающие медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.
Общая сумма контракта составляет 5 230 353 рубля (пункт 5.2 государственного контракта).
Согласно пунктам 5.5, 5.6 государственного контракта оплата производится с расчетного счета заказчика в течение срока действия контракта; датой платежа считается дата отметки банка заказчика на платежном поручении о списании денежных средств с расчетного счета заказчика.
В соответствии с пунктом 5.8 государственного контракта оплата товара производится заказчиком поэтапно: предоплата 30 процентов - по 10 процентов ежемесячно с момента заключения контракта; оставшиеся 70 процентов - перечисляются поставщику в течение 5 дней с момента получения заказчиком документов, указанных в пункте 4.3 государственного контракта.
В случае нарушения поставщиком сроков поставки товара поставщик за каждый день просрочки выплачивает заказчику неустойку в размере 0,3 процента стоимости не поставленного в срок товара, но не более 8 процентов от суммы не поставленного в срок товара (пункт 7.2 государственного контракта).
Пунктами 12.1, 12.2 государственного контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 01.08.2008. Срок поставки товара получателям устанавливается с даты заключения контракта по 30.06.2008.
В приложениях к государственному контракту стороны согласовали спецификации относительно наименований, количества, цены лекарственных средств и наименований лечебно-профилактических учреждений Республики Коми.
Фонд 15.12.2010 направил в адрес ГУП РК "ГАРК" претензию с требованием оплатить неустойку за просрочку поставки товара по государственному контракту в сумме 372 031 рубля 52 копеек.
Предприятие оставило претензию Фонда без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 329, 333, 521, 526, 531 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности нарушения ответчиком сроков поставки товара по государственному контракту и удовлетворил требование Фонда о взыскании с ГУП РК "ГАРК" договорной неустойки, снизив ее размер на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 20 000 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 526 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса (пункта 2 статьи 525 Кодекса).
Согласно пунктам 10 - 11 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, при этом размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 521 Кодекса, установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд наделен правом уменьшить неустойку, если установит, что подлежащая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что ГУП РК "ГАРК" передало товар уполномоченным представителям лечебно-профилактических учреждений Республики Коми в период после 30.06.2008, что свидетельствует о нарушении ответчиком сроков поставки продукции, предусмотренных государственным контрактом.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика неустойки, снизив ее размер до 20 000 рублей в соответствии со статьей 333 Кодекса.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены ими.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 по делу N А29-2350/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 10 - 11 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, при этом размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 521 Кодекса, установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд наделен правом уменьшить неустойку, если установит, что подлежащая неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что ГУП РК "ГАРК" передало товар уполномоченным представителям лечебно-профилактических учреждений Республики Коми в период после 30.06.2008, что свидетельствует о нарушении ответчиком сроков поставки продукции, предусмотренных государственным контрактом.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование истца о взыскании с ответчика неустойки, снизив ее размер до 20 000 рублей в соответствии со статьей 333 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф01-6194/11 по делу N А29-2350/2011