Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя от открытого акционерного общества "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина" - Голубевой М.И. по доверенности от 11.05.2011 N 29, от Беззубова Александра Яковлевича - Голубевой М.И. по доверенности от 12.07.2011, от Вертьянова Александра Борисовича - Голубевой М.И. по доверенности от 18.07.2011, от Сусловой Елены Ивановны - Голубевой М.И. по доверенности от 21.07.2011, от Борисова Игоря Николаевича - Голубевой М.И. по доверенности от 21.07.2011, от Федорчука Виктора Николаевича - Голубевой М.И. по доверенности от 12.07.2011, от Павельева Михаила Михайловича - Голубевой М.И. по доверенности от 20.07.2011, от Гусева Эдуарда Вячеславовича - Голубевой М.И. по доверенности от 15.07.2011, от Зайцевой Ольги Александровны - Голубевой М.И. по доверенности от 15.07.2011,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2011, принятое судьей Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011, принятое судьями Смирновой И.Л., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-6061/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
третьи лица - Беззубов Александр Яковлевич, Вертьянов Александр Борисович, Суслова Елена Ивановна, Борисов Игорь Николаевич, Федорчук Виктор Николаевич, Павельев Михаил Михайлович, Гусев Эдуард Вячеславович, Зайцева Ольга Александровна, и установил:
открытое акционерное общество "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина" (далее - ОАО "Арзамасский приборостроительный завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление, заявитель), выразившегося в непринятии решения о разделении земельного участка площадью 6269,2 квадратного метра, с кадастровым номером 52:40:0302002:2 и непредоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:61, общей площадью 5929 квадратных метров, а также об обязании Управления принять решение о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8 на девять самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами: 52:40:0302002:61; 52:40:0302002:62; 52:40:0302002:63; 52:40:0302002:64; 52:40:0302002:65; 52:40:0302002:38; 52:40:0302002:39; 52:40:0302002:40; 52:40:0302002:41, расположенных по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Калинина, дом 44, предоставить в собственность Обществу земельный участок с кадастровым номером 52:40:0302002:61, общей площадью 5929 квадратных метров, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Калинина, дом 44, и подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением о его заключении.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Беззубов Александр Яковлевич, Вертьянов Александр Борисович, Суслова Елена Ивановна, Борисов Игорь Николаевич, Федорчук Виктор Николаевич, Павельев Михаил Михайлович, Гусев Эдуард Вячеславович, Зайцева Ольга Александровна.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральной арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, суд неправильно истолковал статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не применил часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежащую применению.
Заявитель считает, что Обществом пропущен срок для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При обращении в Управление Общество представило неполный перечень документов (отсутствуют кадастровые паспорта разделенных земельных участков), поэтому оснований для принятия соответствующего решения не было. Письмо Управления не содержит отказа Обществу в разделении земельного участка, а лишь разъясняет надлежащий порядок получения документов, необходимых для подтверждения ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" права на разделение и предоставление в собственность земельных участков, и не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По мнению Управления, суд необоснованно обязал его предоставить Обществу в собственность земельный участок с кадастровым номером 52:40:0302002:61, так как с заявлением о предоставлении данного земельного участка Общество в уполномоченный орган не обращалось.
Вопрос о предоставлении земельного участка в собственность может быть разрешен только после разделения земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8.
Кроме того, Управление не наделено полномочиями на принятие решений о предоставлении земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Представитель Общества и третьих лиц в судебном заседании не согласился с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:40:0302002:8, площадью 6269,2 квадратного метра, расположенный по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Калинина, дом 44 (государственный акт серии А-I N 435462).
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности: пожарное депо литер АА1А2 (свидетельство о государственной регистрации права серии 52-АВ N 725889), ангар литер ББ1 (свидетельство о государственной регистрации права серии 52-АВ N 725719), а также восемь гаражных боксов, принадлежащих физическим лицам.
В соответствии с постановлением мэра города Арзамаса от 25.12.2006 N 621 земельный участок с кадастровым номером 52:40:0302002:8 разделен на девять земельных участков с кадастровыми номерами: 52:40:0302002:61; 52:40:0302002:62; 52:40:0302002:63; 52:40:0302002:64; 52:40:0302002:65; 52:40:0302002:38; 52:40:0302002:39; 52:40:0302002:40; 52:40:0302002:41.
Обществом получен кадастровый паспорт земельного участка площадью 5929 квадратных метров с кадастровым номером 52:40:0302002:61.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 09.10.2009 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 5929 квадратных метров с кадастровым номером 52:40:0302002:61, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Арзамас, улица Калинина, дом 44, приложив кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 13.11.2009 Управление сообщило Обществу, что им не представлены документы, подтверждающие преобразование земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8.
Заявитель 24.11.2009 представил в уполномоченный орган дополнительные документы, подтверждающие преобразование земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8, в том числе постановление мэра города Арзамаса от 25.12.2006 N 621.
Ранее (06.05.2009) и впоследствии (15.01.2010) Общество обращалось в Управление с заявлением о принятии решения о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8.
В письмах от 15.02.2010 и 05.03.2010 Управление выразило свое согласие на раздел земельного участка, но при этом указало, что принятие решения о разделе возможно при наличии на это поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Общество 19.03.2010 представило в Управление все кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами 52:40:0302002:61; 52:40:0302002:62; 52:40:0302002:63; 52:40:0302002:64; 52:40:0302002:65; 52:40:0302002:38; 52:40:0302002:39; 52:40:0302002:40; 52:40:0302002:41, расположенные по адресу: город Арзамас, улица Калинина, дом 44, в целях принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8.
В течение 2010 года Управление неоднократно запрашивало у Общества дополнительные документы.
Управление 14.01.2011 провело внеплановую проверку земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8, в результате которой установило, что в предполагаемых границах выделяемого земельного участка иные объекты недвижимого имущества, кроме принадлежащих на праве собственности Обществу и физическим лицам (третьим лицам), отсутствуют; объекты функционируют по своему прямому назначению; границы вновь образуемых земельных участков согласованы всеми собственниками недвижимости; нарушений законодательства Российской Федерации при осмотре земельного участка не обнаружено.
По результатам проверки Управление пришло к выводу об отсутствии оснований для отказа в разделении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8.
Однако соответствующего решения о разделении указанного земельного участка и предоставлении в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:61 Управление не приняло.
Общество посчитало бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о разделении земельного участка и непредставлении разделенных участков в собственность, незаконным и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частями 2, 3 и 5 статьи 201 Кодекса, пунктами 1 и 6 статьи 36, пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пунктах 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В подпунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, указано, что Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Нижегородской области, является Управление, поэтому оно вправе принять решение о разделении спорного земельного участка и предоставлении в собственность образованных земельных участков, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным в статье 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды установили, что ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" представило в Управление полный пакет документов, предусмотренных Перечнем и необходимых для принятия решения о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8 и предоставления в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:61. Однако на основании полученных документов Управление, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняло решения по данным вопросам.
С учетом изложенного права Общества на земельный участок с кадастровым номером 52:40:0302002:61 подлежали переоформлению по правилам указанной нормы, соответственно, у Управления не имелось оснований для непринятия положительного решения о приватизации земельного участка и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательства невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным законом, Управление не представило.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое бездействие Управления несоответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" и удовлетворили заявленные требования.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Общество действительно обратилось в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов с пропуском установленного в части 4 статьи 198 Кодекса срока. Суд первой инстанции рассмотрел спор по существу заявленных требований, то есть фактически восстановил указанный срок.
Суд, признав оспариваемое бездействие Управления незаконным, правомерно, в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса, обязал уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в определенный срок.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу N А43-6061/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным в статье 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды установили, что ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" представило в Управление полный пакет документов, предусмотренных Перечнем и необходимых для принятия решения о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:8 и предоставления в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 52:40:0302002:61. Однако на основании полученных документов Управление, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняло решения по данным вопросам.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
...
Суд, признав оспариваемое бездействие Управления незаконным, правомерно, в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса, обязал уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в определенный срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 февраля 2012 г. N Ф01-356/12 по делу N А43-6061/2011