Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.
при участии представителей от истца: Пряничниковой О.А. по доверенности от 29.12.2011 N 340, от ответчика: Дунаева П.Г., приказ от 29.04.2011 N 33, Андейкиной О.В. по доверенности от 20.10.2010,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2011, принятое судьей Окороковым Д.Д., по делу N А43-12964/2011 по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области к закрытому акционерному обществу "Борский лесхоз" о взыскании задолженности и установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Борский лесхоз" (далее - Общество) о взыскании 16 330 771 рубля 46 копеек долга по арендным платежам по договору аренды лесного участка от 24.12.2008 N 151 по состоянию на 01.05.2011 (с учетом начисленной суммы арендной платы за заготовку живицы), в том числе 12 056 931 рубля 79 копеек - в федеральный бюджет и 4 273 839 рублей 67 копеек - в областной бюджет.
Требования основаны на статьях 309, 301 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендных платежей.
Сославшись на статьи 136, 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25, 29, 71, 72, 73, 81, 83, 102, 105 Лесного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310), суд решением от 18.10.2011 отказал в удовлетворении исковых требований, посчитав, что у ответчика отсутствует задолженность по арендным платежам, поскольку арендатор в спорный период не имел возможности освоения допустимого ежегодного объема изъятия древесины по вине арендодателя. При этом между сторонами заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми расчет арендной платы должен производиться исходя из фактического объема заготовки.
Определением апелляционной инстанции от 20.12.2011 возвращена апелляционная жалоба Департамента в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
Не согласившись с решением, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, установленные договором аренды лесного участка объемы изъятия древесины уменьшены не арендодателем, а самим арендатором. При этом ответчик, подписав дополнительные соглашения, добровольно принял на себя обязательства по оплате арендной платы в установленном в данных соглашениях размерах. Департамент указывает на то, что представленный ответчиком расчет не соответствует требованиям Постановления от 22.05.2007 N 310.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представители Общества сослались на законность и обоснованность судебного акта и просили оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента полностью поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить оспариваемый судебный акт и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 часов 29.02.2012.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из документов и установил суд, правопредшественник Департамента (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 24.12.2008 N 151, по условиям которого арендатору во временное пользование за плату предоставлен лесной участок площадью 69761,92 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Борское районное лесничество, кварталы N 1 - 51, часть 52, 53 - 85, 96, 97, 99 - 103, 105 - 109, 111, 113 - 117, 125 Борского участкового лесничества; кварталы 5 - 13, 18 - 27, 30 - 44, 47, 60 - 72, 78 - 125, 132 - 136, 140 - 145, 150 - 157, 159 - 169 Высокоборского участкового лесничества; кварталы 1 - 54, 70 - 90 Останкинского участкового лесничества; кварталы 82 - 85, 91 - 92, 99 - 103, 109 - 113, 119 - 124, 127, 128 Ковровского участкового лесничества; кварталы 5, 8 - 17, 27 - 29, 39 - 42, 56 - 58, 68 - 72, 76 - 82, 85 - 97, 102 - 118, 122 - 128 Больше-Орловского участкового лесничества; кварталы 1 - 77 Ватомского участкового лесничества.
В соответствии с пунктом 4 договора лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах согласно Приложению N 3 к договору.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 15.05.2009 упомянутый договор дополнен разделом II.I "Условия внесения арендной платы в 2009 году", в соответствии с которым арендная плата в 2009 году, перечисляемая в областной бюджет, начисляется исходя из фактического объема заготовленной древесины, а арендная плата, подлежащая внесению в федеральный бюджет, начисляется согласно приложению N 4, исходя из установленного договором аренды объема заготовки древесины. Арендная плата подлежит начислению с 01.01.2009. Срок действия соглашения определен до 31.12.2009.
Данное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Борское районное лесничество Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (правопредшественник истца) в письме 26.06.2009 N 74 уведомило Общество о проведении работы по приведению лесохозяйственного регламента Борского районного лесничества в соответствии с законодательством Российской Федерации и указало на необходимость учитывать вносимые изменения в дальнейшей деятельности и возложении ответственности за причиненный ущерб на арендатора в случае несоответствия лесохозяйственных мероприятий, проводимых на арендованной территории, вносимым изменениям.
Министерство природы Нижегородской области в письме от 15.10.2009 N 319/09-5987 сообщило руководителям районных (межрайонных) лесничеств о приостановлении работы по приведению лесохозяйственных регламентов районных и межрайонных лесничеств, указало на то, что при организации использования лесов следует руководствоваться требованиями лесного законодательства, при этом положения лесохозяйственных регламентов применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и предписало предварительное согласование лесных деклараций до их подачи арендаторами, в связи с чем объем использования лесов, установленный проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, подлежит корректировке с учетом режимов использования лесов, соответствующих лесному законодательству.
Из протокола совещания у министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17.11.2009 N 175 следует, что руководителям Борского и Городецкого районных лесничеств предписано до 01.12.2009 направить арендаторам лесных участков предложения о формировании набора лесосечного фонда на арендуемых лесных участках на 2009 - 2010 годы с последующим приемом лесных деклараций, Управлению лесного хозяйства совместно с Управлением финансов, экономики и бухгалтерского учета предписано по представленным лесничествами объемам использования лесов внести изменения в договоры аренды лесных участков в части изменения объемов использования лесов и размера арендной платы за пользование лесными участками.
Согласно справке Борского районного лесничества Департамента от 20.07.2011 N 93 ежегодные объемы заготовки древесины, указанные в договоре аренды лесного участка от 24.12.2008 N 151, скорректированы.
Общество неоднократно обращалось к истцу с требованием о перерасчете арендной платы по договору в связи с невозможностью освоения всей расчетной лесосеки на арендованном участке.
Дополнительным соглашением от 17.09.2010, зарегистрированным 12.01.2011, указанный договор дополнен разделом II.I "Условия внесения арендной платы в 2010 году", в соответствии с которым размер арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, начисляется в соответствии с приложением N 4/1 к договору от 24.12.2008 N 151 и определятся как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленной Постановлением от 22.05.2007 N 310, с индексацией ставок, установленных Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", и допустимого объема изъятия древесины, установленного договором аренды лесного участка от 24.12.2008 N 151. Сумма арендной платы, зачисляемая в областной бюджет, определятся как произведение размера платы в областной бюджет за один обезличенный кубометр древесины в разрезе хвойного и лиственного хозяйства и фактического объема изъятия древесины. Размер платы в областной бюджет за один обезличенный кубометр древесины определяется путем деления разницы между установленной договором аренды лесного участка ценой и минимальным размером арендной платы на допустимый объем изъятия древесины, установленной договором аренды. Арендная плата подлежит начислению с 01.01.2010. Срок действия данного соглашения определен до 31.12.2010.
Кроме того, Департамент в письме от 03.03.2010 N 319/04-1131 направил Обществу на подписание дополнительное соглашение от 10.12.2009 к договору аренды лесного участка от 24.12.2008 N 151, подготовленное в связи с ограничением использования лесов в 2009 году.
Упомянутым дополнительным соглашением Приложения N 3 и 4 к договору изложены в новой редакции, изменен размер арендной платы за 2009 год (пункт 6 договора) и договор аренды дополнен Приложением 4-1.
Общество вновь обратилось к истцу с вопросом о перерасчете арендной платы за 2009 и 2010 годы (письмо от 02.06.2010 N 35).
Департамент в письме от 22.06.2010 N 319/09-4061 сообщил о том, что перерасчет арендной платы будет произведен после государственной регистрации дополнительного соглашения от 10.12.2009, которое 12.01.2011 зарегистрировано в установленном законом порядке.
Посчитав, что в период действия договора аренды лесного участка у ответчика образовалась задолженность по внесению арендных платежей, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязанностью арендодателя по договору аренды лесного участка является предоставление арендатору возможности заготавливать древесину на арендуемом участке в установленном объеме.
Суд установил, что объем заготовки древесины в 2009 - 2011 годах был снижен и из 97 700 кубических метров древесины в год, установленных договором аренды лесного участка от 24.12.2008 N 151, в 2009 году было разрешено к заготовке 43 042 кубических метра, в 2010 году - 42 412 кубических метра и в 2011 году - 54 730 кубических метра.
В пункте 9 указанного договора предусмотрено, что размер арендной платы по договору подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных уполномоченным органом, а также в случае изменения товарной структуры изымаемых ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Однако в нарушение указанного положения договора и, несмотря на неоднократные обращения арендатора, Департамент не произвел перерасчет арендной платы соразмерно уменьшившемуся объему изъятия лесных ресурсов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, определяемого как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Минимальные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены Постановлением от 22.05.2007 N 310.
Суд, оценив представленный Обществом расчет арендной платы исходя из разрешенных объемов заготовки древесины в 2009 - 2011 годах, правомерно признал его соответствующим требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления от 22.05.2007 N 310.
Суд обоснованно не принял во внимание дополнительное соглашение от 10.12.2009, поскольку установил, что объем изъятия лесных ресурсов, указанных в упомянутом соглашении, не соответствует объему изъятия в 2009 году и Общество было вынуждено подписать и зарегистрировать данное соглашение в конце 2010 года ввиду отказа истца от дальнейшего пересмотра объемов заготовки и размера арендной платы, что подтверждается письмом Департамента от 22.06.2010 N 319/09-4061 и письмом ответчика от 28.06.2010 N 41, в котором Общество выразило несогласие с расчетом арендной платы в дополнительном соглашении от 10.12.2009.
Ссылка Департамента на то, что у ответчика имелась возможность заготовки древесины в установленном договором объеме в силу того, что до настоящего времени не осуществлено преобразование лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, правомерно отклонена судом, поскольку обязанность осуществить преобразование лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, созданных до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, возложена на истца, как орган исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающий государственное управление в сфере лесных отношений, следовательно, в спорный период возможность освоения арендатором допустимого ежегодного объема изъятия древесины, установленного договором, не была обеспечена именно арендодателем.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
На основе изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что перечисленные обстоятельства свидетельствуют о факте злоупотребления правом со стороны истца.
При указанных обстоятельствах окружной суд не усмотрел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2011 по делу N А43-12964/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд, оценив представленный Обществом расчет арендной платы исходя из разрешенных объемов заготовки древесины в 2009 - 2011 годах, правомерно признал его соответствующим требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления от 22.05.2007 N 310.
...
Ссылка Департамента на то, что у ответчика имелась возможность заготовки древесины в установленном договором объеме в силу того, что до настоящего времени не осуществлено преобразование лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, правомерно отклонена судом, поскольку обязанность осуществить преобразование лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, созданных до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, возложена на истца, как орган исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающий государственное управление в сфере лесных отношений, следовательно, в спорный период возможность освоения арендатором допустимого ежегодного объема изъятия древесины, установленного договором, не была обеспечена именно арендодателем.
В силу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 марта 2012 г. N Ф01-259/12 по делу N А43-12964/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8565/12
27.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8565/12
06.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-259/12
23.11.2011 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6951/11
18.10.2011 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-12964/11