Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Молчанова Д.В. (доверенность от 01.01.2012), Рузина С.В. (доверенность от 01.01.2012), от заинтересованного лица: Меньшова М.А. (доверенность от 10.01.2012 N ДЦТ-10-03),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лакинская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2011, принятое судьями Мокрецовой Т.М., Андриановой Н.В., Ушаковой Е.В., по делу N А11-6593/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лакинская сетевая компания" о признании недействующим пункта 2 постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16.02.2011 N 12/1 "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области" и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лакинская сетевая компания" (далее - ООО "Лакинская сетевая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 16.02.2011 N 12/1 "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области", как несоответствующего Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила) и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Решением суда от 12.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 53 рублей 32 копеек за одну гигакалорию без учета налога на добавленную стоимость является экономически необоснованным, так как не учитывает расходы на ремонт основных средств, следовательно, постановление Департамента в оспариваемой части не соответствует пунктам 16 и 19 Основ ценообразования. До принятия оспариваемого постановления в Закон Владимирской области от 24.12.2010 N 126-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" не были внесены изменения, касающиеся компенсации Обществу выпадающих доходов, поэтому постановление Департамента не соответствует пункту 6 Правил, нарушает права и законные интересы заявителя. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что выпадающие доходы компенсированы Обществу за счет средств бюджета города Лакинска или бюджета Владимирской области. Вывод суда о том, что Общество может реализовать право на включение выпадающих доходов в тариф следующего расчетного периода регулирования, ошибочен.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Департамент в отзыве и представитель в судебном заседании отклонил доводы заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лакинская сетевая компания" оказывает услуги по передаче тепловой энергии, тарифы на которые подлежат обязательному государственному регулированию.
Постановлением Департамента от 28.12.2010 N 50/6 "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии" установлен и введен в действие с 01.01.2011 тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО "Лакинская сетевая компания", в размере 431 рубля 77 копеек за одну гигакалорию без учета налога на добавленную стоимость.
На основании обращений администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области и Общества, в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 42, постановлением губернатора Владимирской области от 30.11.2010 N 1275, постановлением Департамента от 16.02.2011 N 12/1 в ранее принятое постановление внесены изменения. Согласно пункту 2 данного постановления тариф на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "Лакинская сетевая компания" установлен в размере 53 рублей 32 копеек за Гкал без учета налога на добавленную стоимость.
Данный документ опубликован в издании "Владимирские ведомости" от 18.02.2011, N 38.
Общество посчитало, что пункт 2 постановления Департамента от 16.02.2011 N 12/1 "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области" не соответствует Правилам и Основам ценообразования, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 192, частями 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 7, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), пунктами 10, 16 и 19 Основ ценообразования, пунктом 6 Правил, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "б" пункта 18 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно статье 7 Федерального закона N 190-ФЗ и Положению о Департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области, утвержденному постановлением губернатора Владимирской области от 27.12.2005 N 766, Департамент является органом исполнительной власти Владимирской области, осуществляющим государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В части 1 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования и Правилами, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 7 статьи 29 Федерального закона N 190-ФЗ решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об установлении тарифов на тепловую энергию на 2011 год должны соответствовать утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предельным (минимальным и (или) максимальным) уровням тарифов на тепловую энергию на 2011 год.
В соответствии с пунктом 6 Правил установленные тарифы могут быть изменены по согласованию с Федеральной службой по тарифам в сторону уменьшения до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций.
Как установил суд, в рассматриваемом случае Департамент на основании обращений Общества и администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области в целях недопущения превышения предельного индекса максимального возможного изменения установленных тарифов на тепловую энергию для граждан 31.01.2011 на заседании правления снизил необходимую валовую выручку Общества на 16 729,02 тысячи рублей за счет статей: амортизация производственного оборудования - 8850,55 тысячи рублей, текущий ремонт - 1255,32 тысячи рублей, налог на имущество - 1281,85 тысячи рублей, фонд оплаты труда с начислениями - 5341,30 тысячи рублей), и направил в Федеральную службу по тарифам для согласования проект постановления о снижении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
Федеральная служба по тарифам издала приказ от 15.02.2011 N 24-э/4 "О согласовании проекта постановления Департамента "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента, указав на вступление его в силу с 15.02.2011. После получения данного приказа Департамент принял оспариваемое постановление.
Администрация муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области в письме от 28.01.2011 N 59/01-40 гарантировала возмещение ООО "Лакинская сетевая компания" расходов на текущий ремонт и амортизационные отчисления за счет муниципального бюджета в сумме 10,1 миллиона рублей.
В пункте 6 Правил не установлено, что вопросы об изменении тарифов в сторону уменьшения и о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации относительно компенсации энергоснабжающим организациям выпадающих доходов должны быть решены одновременно.
Довод Общества о несоответствии оспариваемого постановления пунктам 16 и 19 Основ ценообразования правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае постановление Департамента о внесении изменений в ранее принятое постановление принято в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 42, постановлением губернатора Владимирской области от 30.11.2010 N 1275.
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования Общество не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы, для их учета и компенсации в последующем расчетном периоде регулирования тарифов.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.12.2011 по делу N А11-6593/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лакинская сетевая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Лакинская сетевая компания".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лакинская сетевая компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.01.2012 N 1.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральная служба по тарифам издала приказ от 15.02.2011 N 24-э/4 "О согласовании проекта постановления Департамента "О внесении изменений в некоторые постановления Департамента, указав на вступление его в силу с 15.02.2011. После получения данного приказа Департамент принял оспариваемое постановление.
...
В пункте 6 Правил не установлено, что вопросы об изменении тарифов в сторону уменьшения и о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации относительно компенсации энергоснабжающим организациям выпадающих доходов должны быть решены одновременно.
Довод Общества о несоответствии оспариваемого постановления пунктам 16 и 19 Основ ценообразования правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае постановление Департамента о внесении изменений в ранее принятое постановление принято в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 42, постановлением губернатора Владимирской области от 30.11.2010 N 1275.
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования Общество не лишено права обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы, для их учета и компенсации в последующем расчетном периоде регулирования тарифов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 марта 2012 г. N Ф01-515/12 по делу N А11-6593/2011