См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 апреля 2012 г. N Ф01-1093/12 по делу N А82-7297/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф01-469/12 по делу N А82-7297/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад" Шульмана Михаила Анатольевича на определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2011, принятое судьей Суркиной Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011, принятое судьями Сандаловым В.Г., Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., по делу N А82-7297/2010 по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад" требования в сумме 504 641 рубля 44 копеек и установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад" (далее - ООО "Северо-Запад", Общество) суммы 33 187 276 рублей 46 копеек, в том числе 32 380 507 рублей, доначисленных по решению от 31.12.2010 N 06-17/01/49, 2128 рублей 02 копеек пеней по земельному налогу 504 641 рубля 44 копеек исполнительского сбора.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 09.09.2011 в связи с частичным удовлетворением ходатайства представителя участников должника в отдельное производство выделено требование налогового органа в части сумм, доначисленных в ходе выездной налоговой проверки, по результатам которой принято решение от 31.12.2010 N 06-17/01/49, на сумму 32 380 507 рублей. Производство по выделенному требованию приостановлено судом до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-2696/2011.
Определением суда первой инстанции от 19.09.2011 производство по требованию о включении в реестр требований кредиторов ООО "Северо-Запад" 2128 рублей 02 копеек пеней по земельному налогу прекращено. Требование Инспекции в сумме 87 460 рублей 44 копеек исполнительского сбора включено в реестр требований кредиторов Общества в составе третьей очереди как подлежащее учету в реестре требований кредиторов отдельно и удовлетворению после погашения основной суммы задолженности. Во включении в реестр требований кредиторов ООО "Северо-Запад" исполнительского сбора в сумме 417 181 рубля отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.11.2011 определение суда оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий ООО "Северо-Запад" не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статью 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, заявитель считает, что требование об уплате исполнительского сбора, основанное на неотмененном и неисполненном постановлении судебного пристава-исполнителя, подлежит включению в реестр требований кредиторов должника независимо от взыскания основной задолженности.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженности по исполнительскому сбору в общей сумме 504 641 рубль 44 копейки (412 181 рубль, 87 460 рублей 44 копейки и 5000 рублей), представив в подтверждение наличия данной задолженности постановления от 05.07.2010 о взыскании исполнительского сбора, вынесенные судебным приставом-исполнителем Кировского районного отдела судебных приставов города Ярославля УФССП по Ярославской области в связи с неисполнением должником требований судебного пристава по уплате задолженности на основании исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения. Постановления о взыскании исполнительского сбора Обществом не оспорены.
Частично отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 21, 110, 112 Закона об исполнительном производстве, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П и исходил из того, что исполнительский сбор в ходе процедуры банкротства может быть включен в реестр требований кредиторов только в случае, если взыскание (погашение) основной задолженности имело место до введения в отношении должника процедуры банкротства либо требование кредитора по уплате основной задолженности признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Порядок распределения денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований, установлен в статье 110 данного закона. По общему правилу, предусмотренному в этой норме права, исполнительский сбор взыскивается судебным приставом-исполнителем из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника после удовлетворения требований взыскателя имущественного характера в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" также разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Таким образом, отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, а потому деление суммы исполнительского взноса на текущую и реестровую, как это сделали суды нижестоящих инстанций, является неправомерным. Сумма исполнительского взноса подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов, причем независимо от того, погашена ли основная задолженность в рамках исполнительного производства, включен ли кредитор по основному требованию в реестр требований кредиторов.
Требования Инспекции подтверждены постановлениями судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 05.07.2010. Спор относительно размера требования между сторонами отсутствует. Следовательно, требование налогового органа в сумме 417 181 рубля исполнительского сбора является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов в порядке пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 в части отказа во включении в реестр требований кредиторов Общества 417 181 рубля исполнительского сбора подлежат отмене, как принятые с нарушением норм законодательства о банкротстве. В остальной части обжалуемые судебные акты оставлены без изменения. Требование Инспекции в сумме 417 181 рубля исполнительского сбора подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов как штрафные санкции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А82-7297/2010 в части отказа Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области во включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад" исполнительского сбора в сумме 417 181 рубля отменить.
Включить в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Северо-Запад" требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области в состав третьей очереди в сумме 417 181 рубля исполнительского сбора.
В остальной части определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А82-7297/2010 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи
|
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" также разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
...
Требования Инспекции подтверждены постановлениями судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 05.07.2010. Спор относительно размера требования между сторонами отсутствует. Следовательно, требование налогового органа в сумме 417 181 рубля исполнительского сбора является обоснованным и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов в порядке пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2012 г. N Ф01-468/12 по делу N А82-7297/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2016 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7297/10
16.12.2015 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10124/15
30.11.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4545/15
11.11.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7951/15
07.09.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5849/15
24.06.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4538/15
05.06.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1742/15
29.04.2015 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3822/15
08.04.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1765/15
25.03.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-502/15
27.12.2014 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7297/10
22.12.2014 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6161/14
03.10.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7384/14
25.09.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7201/14
25.09.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7193/14
21.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2462/14
14.07.2014 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7297/10
28.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7468/12
08.04.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1469/14
02.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7468/12
12.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-370/14
15.01.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9452/13
09.12.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9224/13
25.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3539/11
18.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6680/12
11.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-46/13
05.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8314/12
24.10.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4911/12
24.10.2012 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А82-7297/2010
18.10.2012 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А82-7297/2010
13.07.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3358/12
25.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7468/12
30.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 7468/12
16.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1093/12
22.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-468/12
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-469/12
01.02.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6137/11
31.01.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7763/11
14.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6735/11
17.11.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6456/11
11.11.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6038/11
20.10.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5861/11
20.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А82-7297/2010
11.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А82-7297/2010
30.09.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5824/11
20.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А82-7297/2010
05.09.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4087/11
15.06.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2584/11
10.03.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-7297/10