Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от заинтересованного лица: Горбуновой Т.В. (доверенность от 28.03.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2011, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В., по делу N А82-6156/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФинансМаркет" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Капитал", о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФинансМаркет" (далее - ООО "ФинансМаркет") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения Инспекции от 05.03.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее - ООО "Магистраль") и возложении на Инспекцию обязанности произвести государственную регистрацию юридического лица.
Решением суда от 29.09.2011 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций.
Налоговый орган считает, что суды неправильно применили статьи 12 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), а также не применили подлежащие применению статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2, 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Заявитель жалобы указывает на то, что в рассматриваемой ситуации в представленных на регистрацию документах содержались недостоверные сведения; при создании юридического лица допущены нарушения закона, поэтому решение об отказе в регистрации юридического лица не может быть признано несоответствующим закону. Решение налогового органа не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Подробно доводы Инспекции приведены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
ООО "ФинансМаркет" в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Инспекции, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.01.2011 общество с ограниченной ответственностью "Капитал" и ООО "ФинансМаркет" приняли решение о создании ООО "Магистраль", утвердили устав общества и сформировали его уставный капитал. Полномочия единоличного исполнительного органа созданного юридического лица переданы управляющей компании - ООО "ФинансМаркет".
28.02.2011 представитель управляющей компании обратился в Инспекцию с заявлением по форме Р 11001 о государственной регистрации ООО "Магистраль". Согласно расписке регистрирующего органа вместе с заявлением на регистрацию представлены протокол общего собрания учредителей от 17.01.2011, устав ООО "Магистраль" и документ об уплате государственной пошлины.
Инспекция 05.03.2011 приняла решение об отказе в государственной регистрации ООО "Магистраль". Основаниями для отказа явилось указание заявителем в представленных на регистрацию документах недостоверных сведений о месте нахождения ООО "Магистраль" и его управляющей компании, а также об оплате уставного капитала вновь созданного юридического лица.
Отказ в государственной регистрации ООО "Магистраль" послужил основанием для обращения ООО "ФинансМаркет" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 9, 12 и 23 Закона N 129-ФЗ, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о незаконности решения Инспекции об отказе в регистрации ООО "Магистраль" и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункты 4, 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Положения названного закона не возлагают на регистрирующий орган обязанность по проведению проверки деятельности учредителей и правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Представление в регистрирующий орган заявителем недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица влечет иные правовые последствия (статья 25 Закона N 129-ФЗ), нежели отказ в государственной регистрации.
В рассматриваемом случае суды установили и Инспекция не оспаривает, что представитель ООО "ФинансМаркет" для регистрации нового юридического лица представил в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 12 Закона N 129-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковое требование ООО "ФинансМаркет" и обязали Инспекцию произвести государственную регистрацию юридического лица.
Судом округа отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы, так как им дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Суды правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А82-6156/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункты 4, 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
...
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Представление в регистрирующий орган заявителем недостоверных сведений при государственной регистрации юридического лица влечет иные правовые последствия (статья 25 Закона N 129-ФЗ), нежели отказ в государственной регистрации.
В рассматриваемом случае суды установили и Инспекция не оспаривает, что представитель ООО "ФинансМаркет" для регистрации нового юридического лица представил в Инспекцию полный пакет документов, предусмотренных статьей 12 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 апреля 2012 г. N Ф01-1084/12 по делу N А82-6156/2011