Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Александровой Татьяны Анатольевны на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2011, принятое судьей Михайловым А.Т., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А79-5369/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Александровой Татьяны Анатольевны о признании незаконным бездействия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии и установил:
индивидуальный предприниматель Александрова Татьяна Анатольевна (далее - Предприниматель, ИП Александрова Т.А.) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Учреждение) по невнесению изменений в показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030311:48 и обязании совершить указанные действия.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2011 удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.12.2011 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, заявитель считает, что государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе достоверной информации о рыночных ценах земельных участков и иных объектов недвижимости, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков, тогда как стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 21:01:030311:48 многократно превышает его рыночную стоимость. По мнению Предпринимателя, несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости и неправильное определение вида разрешенного строительства нарушает права заявителя как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов заявителя, представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель с 21.09.2007 по 16.02.2010 являлся собственником земельного участка площадью 6651 квадратный метр, расположенного по адресу: город Чебоксары, проспект Дорожный, дом 12 (свидетельство серии 21АА N 294885).
ИП Александрова Т.А. 04.07.2011 обратилась в Учреждение с заявлением, в котором просила исправить техническую ошибку в части разрешенного вида использования земельного участка и определить его стоимость в соответствии с подпунктом 1.2.3 пункта 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Письмом от 06.07.2011 N 2121 Учреждение сообщило, что на основании заявления от 25.11.2004 N 01-15/04-12114 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 6651 квадратный метр, расположенного по адресу: город Чебоксары, проспект Дорожный, дом 12, с разрешенным использованием "для размещения платной стоянки для индивидуального автотранспорта на 120 машино-мест" и земельному участку присвоен кадастровый номер 21:01:030311:48, а на основании заявления от 30.07.2010 N 2101/102/10-2628 проведен учет изменений вида разрешенного использования земельного участка "для размещения коммунально-складских объектов со зданиями управления" в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 21.05.2010 N 1596-р.
Кроме того, Учреждение указывает, что экономические характеристики данного земельного участка были определены результатами оценки соответствующей подрядной организацией, следовательно, техническая ошибка в определении кадастровой стоимости данного земельного участка органом кадастрового учета не допущена, а ошибка расчета кадастровой стоимости в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является кадастровой ошибкой, и изменение экономических характеристик возможно путем внесения изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики в части земельного участка с кадастровым номером 21:01:030311:48 либо по решению суда.
Посчитав бездействие Учреждения по невнесению изменений в показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030311:48 незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что исчисление кадастровой стоимости земельного участка и установление удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка произведено с учетом Методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и не нашел оснований для признания незаконными действий (бездействия) Учреждения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения, указав, что Учреждение в самостоятельном порядке не вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка, а Предприниматель мог обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. Исчисление кадастровой стоимости и установление удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка Предпринимателем не оспорены.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации 08.04.2000 принято постановление N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 Правил определено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Такие Методические указания разработаны и утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2001 N 106 "О государственной кадастровой оценке земель" образована Правительственная комиссия по проведению государственной кадастровой оценки земель, а постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Чувашской Республики (приложение N 1), средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (приложение N 2); Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в материалы государственного земельного кадастра.
Приложением N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 установлен состав видов разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, на основании заявления закрытого акционерного общества "Интерком" от 25.11.2004 N 01-15/04-12114 был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 6651 квадратный метр, расположенного по адресу: город Чебоксары, проспект Дорожный, дом 12, с присвоением ему кадастрового номера 21:01:030311:48.
Распоряжением администрации от 08.02.2005 N 331-р указанный земельный участок предоставлен закрытому акционерному обществу "Интерком" в аренду с разрешенным использованием "для размещения платной стоянки для индивидуального автотранспорта на 120 машино-мест".
В 2007 году на территории Чувашской Республики были проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Из статей 14, 15, 17, 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и статей 4, 7, 16, 20 - 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что сведения о категории и видах разрешенного использования земельных участков подлежат внесению в кадастр на основании документов о предоставлении земельных участков, выданных уполномоченными органами исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
Таким образом, вид функционального использования спорного участка определен при его предоставлении распоряжением администрации от 08.02.2005 N 331-р, исходя из содержания которого с учетом приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 N 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" земельный участок площадью 6651 квадратный метр отнесен к 5 группе перечня видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Спорный земельный участок с разрешенным использованием "для размещения платной стоянки для индивидуального автотранспорта на 120 машино-мест" отнесен к 5 группе перечня видов разрешенного использования с применением удельного показателя 5597, 57 рубля за 1 квадратный метр, в связи с чем кадастровая стоимость исчислена в сумме 37 229 438 рублей 07 копеек.
Поскольку на дату утверждения кадастровой стоимости участка его вид разрешенного использования в установленном порядке не был изменен, указанные сведения Учреждением внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом Учреждение в самостоятельном порядке не вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка. Такое полномочие предоставлено органам местного самоуправления в соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предприниматель не обращался в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), правопреемником которого в настоящее время является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики (Росреестр).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Чувашской Республике в 2007 году осуществлена Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Исчисление кадастровой стоимости и установление удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка Предпринимателем не оспаривались.
При таких обстоятельствах суды обоснованно не нашли оснований для признания незаконными действий (бездействия) Учреждения, в связи с чем правомерно отказали заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что кадастровая стоимость земли в несколько раз превышает ее рыночную стоимость, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку Предприниматель таких доказательств суду не представил, в материалах дела сведения о рыночной стоимости земельного участка отсутствуют.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, поэтому кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя. Излишне уплаченная по квитанции от 10.02.2012 государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1900 рублей подлежит возврату Предпринимателю.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 по делу N А79-5369/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Александровой Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 100 рублей отнести на индивидуального предпринимателя Александрову Татьяну Анатольевну.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Александровой Татьяне Анатольевне из федерального бюджета 1900 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 10.02.2012.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статей 14, 15, 17, 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и статей 4, 7, 16, 20 - 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что сведения о категории и видах разрешенного использования земельных участков подлежат внесению в кадастр на основании документов о предоставлении земельных участков, выданных уполномоченными органами исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
...
Поскольку на дату утверждения кадастровой стоимости участка его вид разрешенного использования в установленном порядке не был изменен, указанные сведения Учреждением внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом Учреждение в самостоятельном порядке не вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка. Такое полномочие предоставлено органам местного самоуправления в соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), правопреемником которого в настоящее время является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики (Росреестр)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 апреля 2012 г. N Ф01-982/12 по делу N А79-5369/2011