Резолютивная часть постановления объявлена 03.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Фоминой О.П., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от истца: Вавиловой Е.С. (доверенность от 25.04.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.07.2011, принятое судьей Митрофановой Г.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011, принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., по делу N А82-13959/2010 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" к Войсковой части 09919 (Федеральное государственное унитарное предприятие "6 Арсенал Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации) о взыскании 368 600 рублей и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Войсковой части 09919 (Федеральное государственное унитарное предприятие "6 Арсенал Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации) (далее - ВЧ 09919, ФГУП "6 Арсенал") о взыскании 368 600 рублей штрафа за задержку вагонов на путях необщего пользования.
Определением суда от 29.03.2011 произведена замена ответчика, ФГУП "6 Арсенал", на правопреемника - ОАО "6 Арсенал", в качестве второго ответчика привлечена Войсковая часть 81269 (далее - ВЧ 81269).
Определением суда от 15.04.2011 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ВЧ 81269 заменена на Федеральное бюджетное учреждение - Войсковая часть 10754 (далее - ФБУ ВЧ 10754).
Решением суда от 25.07.2011 ОАО "РЖД" отказано в удовлетворении иска.
Постановлением апелляционного суда от 07.12.2011 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Несмотря на то, что вторым ответчиком по делу является ФБУ ВЧ 10754, выводы судов сводятся к исследованию документов только в отношении первого ответчика - ОАО "6 Арсенал". Суды не дали надлежащей оценки доводам истца о том, что на момент начисления штрафа за задержку вагонов все документы, подтверждающие начисление штрафа, были подписаны лицом, имеющим соответствующую доверенность, которая не была отменена. При этом у ОАО "РЖД" отсутствовали сведения о прекращении деятельности ВЧ 09919.
Подробно доводы заявителя изложены в жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
ФБУ ВЧ 10754 и ОАО "6 Арсенал" отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 30.12.2008 ОАО "РЖД" (перевозчик) и ВЧ 09919 (владелец) заключили договор N 1-202 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Бурмакино Северной железной дороги.
В соответствии с параграфом 7 договора время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочный путь владельца до момента их возвращения на выставочный путь. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается равным 4 часам.
Согласно пункту "б" параграфа 8 договора владелец уплачивает перевозчику предусмотренные статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) штрафы за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, на железнодорожном пути необщего пользования более, чем на 24 часа по истечении технологического срока оборота вагонов.
На основании абзаца 1 параграфа 9 договора платежи по договору вносятся перевозчику владельцем на расчетный счет ОАО "РЖД" в ТехПД-1 Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" до момента оказания услуг.
Начисленные в соответствии с пунктом "б" параграфа 8 договора штрафы перевозчик списывает с лицевого счета владельца на основании документов, подтверждающих сверхнормативную задержку вагонов (абзац 2 параграфа 9 договора).
В силу параграфа 12 договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 04.12.2012 включительно.
В январе, феврале 2010 года перевозчиком на железнодорожный путь необщего пользования по станции Бурмакино Северной железной дороги подавались вагоны под выгрузку, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 00002, памятками приемосдатчика. Владельцем пути в названных документах указана ВЧ 09919, основанием - договор N 1-202. В ведомости подачи и уборки вагонов N 000002 зафиксирован факт задержки вагонов, принадлежащих перевозчику, свыше технологического срока оборота вагонов.
За данное нарушение ОАО "РЖД" начислило штраф в размере 368 600 рублей, неуплата которого в добровольном порядке явилась основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 58, 62, 64 УЖТ РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания спорной суммы ввиду прекращения лицом, являвшимся стороной по договору, своей деятельности и исключения этого лица из ЕГРЮЛ.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ РФ.
На основании статьи 64 УЖТ РФ в случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ФГУП "6 Арсенал" (ВЧ 09919) 31.12.2009 прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования, о чем правопреемник ФГУП "6 Арсенал" - ОАО "6 Арсенал" уведомило ОАО "РЖД" письмом от 27.01.2010 N 48.
В связи со сменой владельца пути между ОАО "РЖД" и ФБУ ВЧ 10754 в отношении железнодорожного пути необщего пользования по станции Бурмакино Северной железной дороги заключен договор от 24.12.2010 N 1-202.
Таким образом, как обоснованно указали суды, на момент составления памяток приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов по станции Бурмакино Северной железной дороги ВЧ 09919 была исключена из ЕГРЮЛ, а договор с новым владельцем путей еще не был заключен.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ОАО "РЖД" в удовлетворении иска.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.07.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 по делу N А82-13959/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту "б" параграфа 8 договора владелец уплачивает перевозчику предусмотренные статьями 62 и 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) штрафы за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, на железнодорожном пути необщего пользования более, чем на 24 часа по истечении технологического срока оборота вагонов.
...
Согласно статье 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ РФ.
На основании статьи 64 УЖТ РФ в случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2012 г. N Ф01-992/12 по делу N А82-13959/2010