Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Башевой Н.Ю.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - муниципального казенного учреждения "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" города Ярославля на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.09.2011, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011, принятое судьями Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу N А82-4872/2011 по заявлениям Мэрии города Ярославля, муниципального казенного учреждения "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" города Ярославля, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания и установил:
Мэрия города Ярославля (далее - Мэрия) и муниципальное казенное учреждение "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" города Ярославля (далее - МКУ "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города", Учреждение, Агентство) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 18.03.2011 (в полном объеме изготовлено 28.03.2011) по делу N 06-03/53-10 и выданного на его основании предписания от 18.03.2011.
Решением от 14.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 решение оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя жалобы, предоставленные Мэрией и Учреждением места для размещения социальной информации не являются городскими рекламные местами; опоры, на которые были прикреплены перетяжки, не являются рекламными конструкциями; информация, размещенная на перетяжках, направлена на достижение социально значимых целей, а не на продвижение товаров и ориентирована на конкретную категорию населения, то есть не является рекламой; размещенную информацию следует расценивать как объявление юридического лица, не связанное с осуществлением предпринимательской деятельности его организаторов; коммерческий характер мероприятия не доказан.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Информационно-аналитический центр "ТПП - Интерпроект" (далее - ООО ИЦ "ТПП-Интерпроект") обратилось к Мэрии с письмом от 17.05.2010 N 35 с просьбой дать согласие на размещение растяжек-транспарантов с 15.09.2010 по 23.09.2010 на Красной площади, на площади Богоявления и на площади Юности в целях информирования населения о проведении выставки "Ваше жилище".
Мэрия письмом от 27.05.2010 N 2/21-2613 выразила свое согласие на размещение транспарант-перетяжки на Красной площади с 13.09.2010 по 23.09.2010.
С 15.09.2010 по 23.09.2010 на Красной площади был размещен транспарант-перетяжка с информацией о проведении выставки "Ваше жилище".
02.07.2010 Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области обратился в Учреждение с письмом от 01.07.2010 N 21-47/546 с просьбой оказать информационную поддержку в организации фестиваля услуг и товаров для будущих мам, детей и родителей "Ярмишка" и предоставить возможность размещения растяжек на рекламных местах, находящихся в ведении Мэрии, по адресам: площадь Богоявления, Красная площадь, Юбилейная площадь.
Письмом от 05.07.2010 N 887 МКУ "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" дало согласие на размещение социальной информации на двух местах по адресам: Богоявленская площадь (с 01.10.2010 по 17.10.2010) и площади Юности (с 15.09.2010 по 17.10.2010).
На указанных местах с 01.10.2010 по 17.10.2010 были размещены транспаранты-перетяжки с информацией о проведении Четвертого регионального фестиваля услуг и товаров для будущих мам, детей и родителей "Ярмишка".
В Управление 01.10.2010 поступила жалоба депутата муниципалитета города Ярославля Урлашова Е.Р. о нарушении Агентством действующего законодательства, выразившемся в размещении транспарантов-перетяжек на улицах города Ярославля при отсутствии разрешений на их размещение.
В антимонопольный орган 20.10.2010 поступило заявление Ассоциации рекламных агентств Ярославской области от 24.11.2010 N 8970 о нарушении Мэрией и Учреждением антимонопольного законодательства, выразившегося, в том числе, в размещении рекламных конструкций, установка которых противоречит требованиям ГОСТ Р 52044-2003, а также в отсутствии разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Приказом Управления от 20.12.2010 N 520 в отношении Мэрии и Агентства возбуждено дело N 06-03/53-10 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в несоблюдении установленного законом порядка предоставления городских рекламных мест ООО ИАЦ "ТПП - Интерпроект" и обществу с ограниченной ответственностью "Инфоком" (далее - ООО "Инфоком") для размещения рекламы выставки "Ваше жилище" и фестиваля "Ярмишка" и на безвозмездной основе, что может привести к ограничению конкуренции на рынках оказания услуг распространения наружной рекламы и организации выставок на территории города Ярославля.
По итогам рассмотрения дела N 06-03/53-10 антимонопольный орган 18.03.2011 принял решение (в полном объеме изготовлено 28.03.2011), в соответствии с которым Мэрия и Учреждение признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение антимонопольным органом усмотрено в действиях Мэрии и МКУ "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города", ограничивающих конкуренцию на рынке распространения наружной рекламы и организации выставок, путем применения противоречащего законодательству о рекламе порядка предоставления городских рекламных мест ООО "Инфоком" и ООО ИАЦ "ТПП - Интерпроект" путем дачи согласия на размещение транспарантов-перетяжек с информацией о проведении выставки "Ваше жилище" и фестиваля "Ярмишка" в письмах Мэрии от 27.05.2010 N 2/21-2613 и Агентства от 05.07.2010 N 887, в том числе без выдачи разрешения на установку рекламных конструкций, без надлежащего согласия собственника и иных необходимых согласований.
На основании пункта 3 указанного решения Управление выдало предписание от 18.03.2011 по делу N 06-03/53-10, в соответствии с которым Мэрии и Учреждению предписано совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке распространения наружной рекламы и организации выставок в городе Ярославле, а именно: исключить применение неравного подхода к хозяйствующим субъектам при предоставлении городских рекламных мест; предоставлять городские рекламные места строго в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Мэрия и Агентство обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции руководствовался статьей 19 Закона о рекламе, частью 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, пунктом 105 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из правомерности оспариваемых решения и предписания.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу статей 93, 98 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 N 42 Мэрия является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, в полномочия которого входит, в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента выдачи разрешений на установку рекламной конструкции, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 14.07.2009 N 2303 (далее - Регламент) предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламной конструкции осуществляется департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее - Департамент) при непосредственном участии муниципального учреждения "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" города Ярославля, которое от имени Департамента на основании предоставленных полномочий осуществляет: прием заявления и документов от заявителя; регистрацию и обработку полученного заявления; получение согласований от уполномоченных органов; техническую подготовку и выдачу подписанного Департаментом разрешения на установку рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 1.1 положения о Департаменте социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2007 N 470 Департамент является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по вопросам комплексного социально-экономического развития города Ярославля, решению вопросов местного значения в сфере размещения рекламных конструкций на территории города.
В силу пункта 2.1 Устава Учреждения предметом деятельности МКУ "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" является исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий учредителя (Департамента) в сфере размещения рекламных конструкций на территории города в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного суды установили, что Мэрия, как орган местного самоуправления, и Агентство, осуществляющее отдельные функции органа местного самоуправления, являются субъектами, которые в силу положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции обязаны соблюдать установленный данной нормой антимонопольный запрет.
Квалифицируя действия Мэрии и Агентства как нарушающие часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Управление в оспариваемом решении пришло к выводу о том, что в результате применения указанными лицами противоречащего законодательству о рекламе порядка предоставления городских рекламных мест ООО "Инфоком" и ООО ИАЦ "ТПП - Интерпроект" путем дачи согласия на размещение транспаранта-перетяжек с информацией о проведении выставки "Ваше жилище" и фестиваля "Ярмишка" в письмах Мэрии, от 27.05.2010 исх. N 2/21-2613, и МКУ "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города", от 05.07.2010 исх. N 887, в том числе без выдачи разрешения на установку рекламных конструкций, без надлежащего согласия собственника и иных необходимых согласований, произошло ограничение конкуренции на рынке распространения наружной рекламы и организации выставок.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Размер платы за установку рекламной конструкции установлен пунктом 105 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В пункте 1.6 Регламента перечислены документы, предоставляемые лицом, желающим установить рекламную конструкцию, и необходимые для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что при размещении транспарантов-перетяжек с информацией о проведении выставки "Ваше жилище" и фестиваля "Ярмишка" договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на городском рекламном месте не заключались, разрешения на установку конструкций не выдавались, рекламные места предоставлены на основании писем ООО ИАЦ "ТПП - Интерпроект" от 17.05.2010 N 35, Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 01.07.2010 N 21-47/546 без получения необходимых согласований и уплаты государственной пошлины. Сведений о заключении с обратившимися лицами договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в материалы дела не представлено.
То есть Мэрией и Агентством не была соблюдена обязательная процедура, установленная Законом о рекламе: рекламные места предоставлены в отсутствие согласия собственника недвижимого имущества, без заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, без выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, минуя согласования с уполномоченными органами и уплату государственной пошлины за выдачу разрешения.
Исследовав представленные в материалы доказательства суды также установили, что на сайте организатора выставки "Ваше жилище" ООО ИАЦ "Интерпроект" (www.energo-resurs.ru) размещена информация, согласно которой местом проведения мероприятия было выбрано здание Театра юного зрителя города Ярославля по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 23 (помещение ЯГТК). В разделе "Как мы делаем выгодным участие в выставке?" указано, что участие в выставке хозяйствующих субъектов позволяет экспоненту эффективно представить и реализовать свою продукцию, является экономически выгодным. ООО ИАЦ "ТПП - Интерпроект" установлены следующие сборы: для участия в выставке экспонент должен заплатить регистрационный сбор в размере 6000 рублей; стоимость аренды оборудованной выставочной площади в размере 4600 рублей за один квадратный метр и необорудованной - в размере 3000 рублей за один квадратный метр; если информация, необходимая для участия в выставке, содержит более 350 знаков, экспонент также должен оплатить стоимость размещения ее в формате А5 в размере 1400 рублей и в формате А4 - 2100 рублей и др.; за аренду офисов - 5000 рублей за офис; за заочное участие экспонентов - в размере 3200 рублей, за оказание рекламных услуг на территории выставки также установлена плата.
В письме ООО Компании "Инфоком", являющегося организатором фестиваля "Ярмишка" от 22.11.2010 N 14 указано, что данное мероприятие является фестивалем товаров и услуг для будущих мам, детей и их родителей. Для участия в фестивале хозяйствующие субъекты должны были уплатить регистрационный сбор в размере 1000 рублей, аренду выставочной площади в размере 3000 рублей за квадратный метр. Плата за вход на фестиваль составила 50 рублей, за исключением детей, пожилых людей, многодетных родителей и беременных женщин.
Следовательно, организаторы указанных мероприятий, являющиеся коммерческими организациями, в силу прямого указания статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, взимают перечисленные платежи, а также, приглашая хозяйствующих субъектов к участию, создают благоприятные условия для продвижения представляемых товаров и услуг.
На основании изложенного суды правомерно отклонили доводы заявителей о том, что информация о проведении выставки и фестиваля относится к объявлениям юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; также суды обосновано отклонили ссылку заявителей на то, что размещенная на транспарантах-перетяжках информация является социальной.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что действия Мэрии и Учреждения нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах у Управления имелись основания для вынесения оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания, которые по форме и содержанию соответствуют требованиям действующего законодательства.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А82-4872/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Агентство по рекламе и праздничному оформлению города" города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме ООО Компании "Инфоком", являющегося организатором фестиваля "Ярмишка" от 22.11.2010 N 14 указано, что данное мероприятие является фестивалем товаров и услуг для будущих мам, детей и их родителей. Для участия в фестивале хозяйствующие субъекты должны были уплатить регистрационный сбор в размере 1000 рублей, аренду выставочной площади в размере 3000 рублей за квадратный метр. Плата за вход на фестиваль составила 50 рублей, за исключением детей, пожилых людей, многодетных родителей и беременных женщин.
Следовательно, организаторы указанных мероприятий, являющиеся коммерческими организациями, в силу прямого указания статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, взимают перечисленные платежи, а также, приглашая хозяйствующих субъектов к участию, создают благоприятные условия для продвижения представляемых товаров и услуг.
На основании изложенного суды правомерно отклонили доводы заявителей о том, что информация о проведении выставки и фестиваля относится к объявлениям юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; также суды обосновано отклонили ссылку заявителей на то, что размещенная на транспарантах-перетяжках информация является социальной.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что действия Мэрии и Учреждения нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 апреля 2012 г. N Ф01-830/12 по делу N А82-4872/2011