Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей (в судебных заседаниях 12.04.2012, 04.05.2012) от заявителя: Сафронова Г.Н., Смирнова Ю.И. по доверенности от 09.04.2012 N 02-ЮР,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Софронова Геннадия Николаевича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.10.2011, принятое судьей Павловой О.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-4924/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Софронова Геннадия Николаевича к Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о признании частично недействительными приказов от 19.05.2011 N 04-13/137, 04-13/138 и незаконными действий по проведению открытого конкурса в части лотов N 20 - 24 и установил:
индивидуальный предприниматель Софронов Геннадий Николаевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействительными приказов Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Министерство) от 19.05.2011 N 04-13/137, 04-13/138 и незаконными действий Министерства по проведению открытого конкурса в части лотов N 20 - 24.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.01.2012 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, вывод судов о наличии договора, заключенного между Министерством и Предпринимателем, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Из представленных Министерством документов не следует, что договор между ним и Предпринимателем был заключен. Соответственно, в отсутствие договора законным основанием для проведения конкурса не может являться истечение срока действия этого договора.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе от 11.04.2012.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 12.04.2012 рассмотрение дела откладывалось до 09 часов 04.05.2012.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.05.2012.
Законность оспариваемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерство издало приказ от 19.05.2011 N 04-13/137 о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, на 26 межмуниципальных маршрутах.
Приказом Министерства от 19.05.2011 N 04-13/138 утверждена конкурсная документация по проведению конкурса.
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте Минстроя Чувашии 30.05.2011, в разделе "Новости", где также имеется ссылка на оспариваемые приказы и иные документы, относящиеся к конкурсу.
В числе прочих лотов на конкурс выставлены лоты:
N 20 - автобусный маршрут N 162 "Чебоксары (Привокзальная автостанция) - Кугеси". Начало работы: в 5 часов 00 минут из города Чебоксары, завершение работы: рейс со временем отправления в 23 часа 08 минут из города Чебоксары. Интервал движения на маршруте - 10 - 15 минут. Требования к подвижному составу: 7 автобусов с количеством сидячих мест не менее 18, в том числе один резервный;
N 21 - автобусный маршрут N 145к "Чебоксары (Привокзальная автостанция) - Мамги". Начало работы: в 5 часов 50 минут из н.п. Мамги, завершение работы: рейс со временем отправления в 22 часа 08 минут из города Чебоксары. Интервал движения на маршруте - 15 минут. Требования к подвижному составу: 7 автобусов с количеством сидячих мест не менее 18, в том числе один резервный;
N 22 - автобусный маршрут N 180 "Чебоксары (Привокзальная автостанция) - Синьялы". Отправление из города Чебоксары: в 7 часов 15 минут, 7 часов 40 минут, 8 часов 05 минут, 8 часов 30 минут, 8 часов 55 минут, 9 часов 20 минут, 9 часов 45 минут, 10 часов 10 минут, 11 часов 35 минут, 12 часов 25 минут, 13 часов 15 минут, 14 часов 20 минут, 14 часов 45 минут, 15 часов 10 минут, 15 часов 35 минут, 16 часов, 16 часов 25 минут, 16 часов 50 минут, 17 часов 15 минут, 17 часов 40 минут, 18 часов 05 минут, 19 часов 05 минут, 19 часов 55 минут, 20 часов 45 минут, 21 час 40 минут. Отправление из н.п. Синьялы: в 5 часов 30 минут, 6 часов, 7 часов 40 минут, 8 часов 07 минут, 8 часов 55 минут, 9 часов 20 минут, 9 часов 45 минут, 10 часов 08 минут, 10 часов 35 минут, 12 часов, 12 часов 50 минут, 13 часов 38 минут, 14 часов 45 минут, 15 часов 08 минут, 15 часов 35 минут, 16 часов 05 минут, 16 часов 25 минут, 16 часов 50 минут, 17 часов 15 минут, 17 часов 40 минут, 18 часов 10 минут, 18 часов 30 минут, 19 часов 28 минут, 20 часов 18 минут, 21 час 15 минут, 22 часа. Требования к подвижному составу: 3 автобуса с количеством сидячих мест не менее 18, в том числе один резервный;
N 23 - автобусный маршрут N 210 "Чебоксары (Привокзальная автостанция) - Чурачики". Начало работы: в 5 часов 40 минут из н.п. Чурачики, завершение работы: рейс со временем отправления в 20 часов 48 минут из города Чебоксары. Интервал движения на маршруте - 30 минут. Требования к подвижному составу: 6 автобусов с количеством сидячих мест не менее 18-ти, в том числе один резервный;
N 24 - автобусный маршрут N 251 "Чебоксары (Привокзальная автостанция) - Тренькасы". Начало работы: в 6 часов из н.п. Тренькасы, завершение работы: рейс со временем отправления в 21 час 40 минут из города Чебоксары. Интервал движения на маршруте - 15 минут. Требования к подвижному составу: 6 автобусов с количеством сидячих мест не менее 18, в том числе один резервный.
Не согласившись с действиями Министерства по организации конкурса, а также с его приказами от 19.05.2011 N 04-13/137, 04-13/138 в отношении лотов N 20 - 24, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 N 96 "О совершенствовании управления пассажирскими перевозками автомобильным транспортом в Чувашской Республике" Министерство определено в качестве организатора-заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Указанным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики также утверждены Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике (далее - Положение об организации перевозок) и Положение о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, организуемых сверх государственного заказа (далее - Положение о порядке проведения конкурса).
В пункте 4.5 Положения об организации перевозок указано, что перевозка пассажиров осуществляется на основании договора, утвержденных паспорта маршрута и расписания движения автобусов, договоров, заключенных между перевозчиком и владельцами автовокзалов и автостанций, расположенных по маршруту.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке проведения конкурса конкурс проводится при открытии нового маршрута регулярных перевозок, а также в случае окончания срока действия договора осуществления перевозок пассажиров на маршруте регулярных перевозок, заключенного между уполномоченным органом и перевозчиком, либо его досрочного расторжения.
Пунктом 3.2 Положения о порядке проведения конкурса установлено, что извещение о проведении конкурса размещается в сети Интернет на сайте организатора конкурса.
Суды установили, что информация о дате проведения конкурса - 01.07.2011 - была размещена на сайте Министерства, в разделе "Новости", в сети Интернет 30.05.2011, а 23.06.2011 размещена информация о переносе даты проведения конкурса с 28.06.2011 на 01.07.2011 в связи с чем суды правомерно отклонили доводы Предпринимателя о нарушении процедуры объявления конкурса и о том, что извещение о проведении конкурса было составлено организатором менее чем за тридцать дней до его проведения. Данные обстоятельства не создают для Предпринимателя каких-либо препятствий по участию в конкурсе.
Согласно разделу III Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2005 N 231, Министерство исполняет функции организатора открытых конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных автобусных маршрутах, организуемых сверх государственного заказа.
Следовательно, действия Министерства по организации и проведению открытого конкурса осуществлены в рамках предоставленных ему полномочий.
В статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Положения об организации перевозок определение перевозчиков на маршрутах осуществляется на основании объективной оценки их квалификации в обеспечении безопасности перевозки пассажиров, состояния транспортной и финансовой дисциплины, наличия производственной базы для технического обслуживания и ремонта автобусов, требуемого подвижного состава, его технического состояния, предложений по стоимости услуг и предоставлению льгот.
Перевозчик должен отвечать следующим основным требованиям: наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом (далее - лицензия); наличие требуемого подвижного состава, прошедшего государственный технический осмотр, по типам и маркам автобусов; проведение комплекса мер по обеспечению безопасности перевозки пассажиров; наличие водителей и специалистов, имеющих квалификацию в соответствии с требованиями действующего законодательства; наличие собственной или арендуемой производственной базы, отвечающей установленным требованиям по обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания автобусов, ежедневных медицинского осмотра водителей и контроля технического состояния автобусов; наличие опыта работы в области организации пассажирских перевозок; обеспечение режима труда и отдыха водителей; обеспечение диспетчерского контроля за движением автобусов на маршрутах.
В разделе 3 Положения об организации перевозок перечислены основные требования, которым должен соответствовать любой перевозчик, а большая часть этих требований содержится в других нормативных правовых актах, действующих в области пассажирских перевозок (наличие лицензии, наличие водителей и специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, ежедневный медицинский осмотр водителей и технический контроль за состоянием автобусов и т.д.).
Конкретные же требования к участникам конкурса, равно как и критерии оценки заявок, определяет Министерство как организатор конкурса, утверждающий конкурсную документацию (пункты 1.3, 3.4 Положения о порядке проведения конкурса).
Установленные в конкурсной документации требования, такие как наличие собственной или арендуемой производственной базы, отвечающей установленным требованиям по обеспечению выполнения ремонта и технического обслуживания автобусов, ежедневных медицинского осмотра водителей и контроля технического состояния автобусов и стоянки автомобилей (либо наличие договоров, обеспечивающих выполнение указанных требований), наличие автобусов с числом мест не менее 18, правомерно признаны судами не противоречащими закону или иному нормативному правовому акту.
В свою очередь, критерии оценки заявок, указанные в Информационной карте конкурса, позволяют выбрать из множества претендентов того перевозчика, который наиболее полно отвечает предъявленным требованиям. Данные критерии отвечают как требованиям организатора конкурса, так и потребностям населения, которое заинтересовано в повышении качества и безопасности перевозок.
При этом требования к участникам конкурса и критерии оценки заявок распространяются на всех претендентов, в связи с чем вывод судов о том что Министерство не нарушало законодательства о защите конкуренции, является правильным.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, однако доказательств, подтверждающих нарушение своих прав и законных интересов, Предприниматель не представил.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанции при принятии судебных актов руководствовались договором от 23.05.2007 N 47, не представленным в материалы дела, однако это не привело к принятию неправильного решения.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 100 рублей относятся на Предпринимателя. Излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 1900 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с окончанием кассационного производства определение от 22.03.2012 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.10.2011 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 утратило силу (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А79-4924/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Софронова Геннадия Николаевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Софронову Геннадию Николаевичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1900 рублей, излишне уплаченную им по платежному поручению от 02.03.2012 N 18.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Возобновить исполнение решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.10.2011 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Положения об организации перевозок определение перевозчиков на маршрутах осуществляется на основании объективной оценки их квалификации в обеспечении безопасности перевозки пассажиров, состояния транспортной и финансовой дисциплины, наличия производственной базы для технического обслуживания и ремонта автобусов, требуемого подвижного состава, его технического состояния, предложений по стоимости услуг и предоставлению льгот.
...
В разделе 3 Положения об организации перевозок перечислены основные требования, которым должен соответствовать любой перевозчик, а большая часть этих требований содержится в других нормативных правовых актах, действующих в области пассажирских перевозок (наличие лицензии, наличие водителей и специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, ежедневный медицинский осмотр водителей и технический контроль за состоянием автобусов и т.д.).
Конкретные же требования к участникам конкурса, равно как и критерии оценки заявок, определяет Министерство как организатор конкурса, утверждающий конкурсную документацию (пункты 1.3, 3.4 Положения о порядке проведения конкурса).
...
В связи с окончанием кассационного производства определение от 22.03.2012 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.10.2011 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 утратило силу (часть 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 мая 2012 г. N Ф01-1237/12 по делу N А79-4924/2011