Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.
при участии представителей от заявителя: Логинова А.А. по доверенности от 01.01.2012, Рузина С.В. по доверенности от 01.01.2012, от заинтересованного лица: Овчинниковой Л.В. по доверенности от 30.09.2011 N 01-41/1930, Тереньтьевой К.С. по доверенности от 28.12.2011 N 01-41/2551, от третьих лиц - муниципального унитарного предприятия "Жилекс": Черновой А.В. по доверенности от 28.03.2012 N 388,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.02.2012, принятое судьями Батраковой Е.Н., Ушаковой Е.В., Шимановской С.Я., по делу N А11-9522/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" о признании незаконным, недействующим и несоответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" постановления администрации города Коврова Владимирской области от 17.10.2011 N 2249 "Об определении единых теплоснабжающих организаций города Коврова",
третьи лица - муниципальное унитарное предприятие "Жилекс", общество с ограниченной ответственностью "Ковровская энергетическая тепловая компания", общество с ограниченной ответственностью "КЭМЗ-Энерго", открытое акционерное общество "Ковровхлебопродукт", открытое акционерное общество "РЭУ" филиал "Владимирский", открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице "Горьковские железные дороги", муниципальное унитарное предприятие "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", открытое акционерное общество "Завод имени Дегтярева", общество с ограниченной ответственностью "ЖКО Роско", открытое акционерное общество "Домостроительный комбинат", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - Общество, ООО "Владимиртеплогаз"), обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным, недействующим и несоответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" постановления администрации города Коврова Владимирской области (далее - Администрация) от 17.10.2011 N 2249 "Об определении единых теплоснабжающих организаций города Коврова" (далее - постановление от 17.10.2011 N 2249).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Жилекс" (далее - МУП "Жилекс"), общество с ограниченной ответственностью "Ковровская энергетическая тепловая компания", общество с ограниченной ответственностью "КЭМЗ-Энерго", открытое акционерное общество "Ковровхлебопродукт", открытое акционерное общество "РЭУ" филиал "Владимирский", открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице "Горьковские железные дороги", муниципальное унитарное предприятие "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", открытое акционерное общество "Завод имени Дегтярева", общество с ограниченной ответственностью "ЖКО Роско", открытое акционерное общество "Домостроительный комбинат".
Решением суда от 27.02.2012 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
По мнению заявителя жалобы, статус единой теплоснабжающей организации присвоен в отсутствие законодательно регламентированных критериев и установленного порядка присвоения данного статуса. Постановление от 17.10.2011 N 2249 нарушает статью 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Постановления Администрации города Кирова от 29.11.2011 N 2752, от 18.01.2012 N 97, от 03.02.2012 N 2012 и 267 о внесении изменений в оспариваемое постановление не были официально опубликованы. Следовательно, оспариваемое постановление действует в старой редакции.
Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление в редакции, действовавшей на момент принятия решения суда, соответствует требованиям действующего законодательства и не препятствует в осуществлении предпринимательской деятельности, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Администрации и муниципального унитарного предприятия "Жилекс" в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, администрация города Коврова Владимирской области издала постановление от 17.10.2011 N 2249 "Об определении единых теплоснабжающих организаций города Коврова".
ООО "Владимиртеплогаз" не согласилось с названным постановлением в его первоначальной редакции и обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта.
Руководствуясь статьей 130 Конституции Российской Федерации, статьями 71, 192 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 2, 4, 6 и 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из того, что постановление Администрации от 17.10.2011 N 2249 в редакции постановлений от 29.11.2011 N 2752, от 18.01.2012 N 97, от 03.02.2012 N 267 о внесении изменений в оспариваемое постановление соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2033 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В силу пункта 1 статьи 37 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Устава города Коврова глава города обладает полномочиями по изданию правовых актов.
В систему муниципальных правовых актов согласно пункту 4 части 3 статьи 46 Устава города Коврова входят постановления и распоряжения главы города.
В пункте 7 статьи 31 Устава города Коврова закреплено, что глава города в пределах своих полномочий, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города.
Таким образом, Администрация города Коврова является исполнительно - распорядительным органом городского округа и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения (статья 34, пункт 6 статьи 35 Устава города Коврова).
Согласно части 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Таким образом, необходимым элементом при определении энергоснабжающей организации для непосредственных потребителей тепловой энергии, то есть граждан, в системе теплоснабжения является наличие тепловых сетей, непосредственно присоединенных к жилым домам.
В соответствии с частью 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации
В силу пункта 2 части 1 статьи 4 указанного закона утверждение правил организации теплоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Однако до настоящего времени правила организации теплоснабжения не приняты.
Пунктами 3 и 4 статьи 29 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года. Определение в соответствии с настоящим Федеральным законом единой теплоснабжающей организации и зоны ее деятельности должно быть осуществлено уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами в схеме теплоснабжения не ранее даты установления тарифов в соответствии с частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2011 года.
Из материалов дела следует, что Администрация постановлением от 17.10.2011 N 2249 определила единую теплоснабжающую (теплосбытовую) организацию для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения, на территории муниципального образования года Коврова - МУП "Жилэкс", за исключением объектов, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
В пункте 2 постановления определены единые теплоснабжающие (теплосбытовые) организации подключенные к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории муниципального образования города Коврова которые не входят в зону ответственности МУП "Жилекс".
Организациям, определенным в пунктах 1 и 2 оспариваемого постановления, заключить договоры покупки тепловой энергий (при необходимости) с организациями, производящими тепловую энергию, и договоры поставки тепловой энергии с конечными потребителями.
Администрация города Коврва постановлением от 29.11.2011 N 2752 внесла изменения в постановление от 17.10.2011 N 2249, согласно которым подпункт 2.1 изложен в следующей редакции: "2.1. ООО "Ковровская энергетическая тепловая компания" для объектов, указанных в приложении N 1"; подпункт 2.6 изложен в следующей редакции: "2.6 ООО "Владимиртеплогаз" для МБОУ СОШ N 22, для домов N 28 по улице Строителей и N 42а по проспекту Ленина"; подпункт 2.9 изложен в следующей редакции: "2.9 ООО "ЖКО Роско" для дома N 39/1 по улице Строителей, 1-го и 2-го подъездов дома N 26/2 по улице Строителей".
Постановлением от 18.01.2012 N 97 Администрация внесла изменения в постановление от 17.10.2011 N 2249, а именно: название постановления изложено в следующей редакции: "Об организации теплоснабжения города Коврова"; подпункт 2.6 изложен в следующей редакции: "2.6 ООО "Владимиртеплогаз" для МБОУ СОШ N 22, для домов N 28 по улице Строителей, N 1, 3 и 15 по улице Чернышевского и N 42а, 46, 46/1 и 48 по проспекту Ленина". Пунктом 2 внесла изменения в схему теплоснабжения города Коврова согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановлением от 03.02.2012 N 267 Администрация внесла следующие изменения в постановление от 17.10.2011 N 2249": из пунктов 1 и 2 исключила слова "единой" и "едиными" соответственно.
Указанные изменения внесены Администрацией в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Уставом города Коврова Владимирской области.
Суд обосновано отклонил довод Общества о том, что Администрация определила единую теплоснабжающую организацию - ООО "Владимиртеплогаз" и еще несколько единых теплоснабжающих организаций, так как ООО "Владимиртеплогаз" и другие организации (МУП "Жилэкс", ООО "Ковровская энергетическая тепловая компания", ООО "КЭМЗ-Энерго", ОАО "Ковровхлебопродукт", ОАО "РЖД" в лице "ГЖД", ООО "Владимиртеплогаз", МУП "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", ОАО "Завод имени Дегтярева", ООО "ЖКО Роско", ОАО "Домостроительный комбинат") едиными теплоснабжающими организациями в установленном Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ порядке не признаны.
Суд первой инстанции установил, что постановление Администрации от 17.10.2011 N 2249 в редакции постановлений от 29.11.2011 N 2752, от 18.01.2012 N 97, от 03.02.2012 N 267 о внесении изменений в оспариваемое постановление соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суд сделал правильный вывод о том, что постановление от 17.10.2011 N 2249 не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не препятствует Обществу в осуществлении предпринимательской деятельности, так как ООО "Владимиртеплогаз" продолжает работать на территории муниципального образования, имеет заключенные договоры на поставку тепловой энергии, получает платежи от граждан и юридических лиц, не имеет препятствий в транспортировке тепла до конечного потребителя.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не представило бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым постановлением его прав и интересов в сфере предпринимательской и иной деятельности.
Довод заявителя о том, что изменения от 29.11.2011 N 2752, от 18.01.2012 N 97, от 03.02.2012 N 267, внесенные в постановление от 17.10.2011 N 2249, не были официально опубликованы в установленном порядке, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы, а также нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
Пунктом 2 Устава города Коврова установлено, что правовые акты главы города вступают в силу со дня их подписания, за исключением нормативных правовых актов, которые вступают в силу со дня их опубликования.
На основании пункта 3 статьи 49 Устава города Коврова, постановления главы города, постановления администрации города, затрагивающие интересы физических и юридических лиц, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу со дня их опубликования в средствах массовой информации.
Как следует из материалов дела, постановление Администрации от 17.10.2011 N 2249 опубликовано в официальном печатном издании "Ковровская неделя", N 3 (003), 21.10.2011.
В номере 6 (019) газеты "Ковровская неделя" от 10.02.2012 было опубликовано постановление Администрации от 06.02.2012 N 267 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249".
В номере 4 (017) газеты "Ковровская неделя" от 27.01.2012 - постановление Администрации от 18.01.2012 N 97 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249".
В номере 9 газеты " Ковровская неделя" от 02.12.2011 - постановление Администрации от 29.11.2011 N 2752 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249".
Таким образом, довод Общества о том, что постановление от 17.10.2011 N 2249 продолжает действовать в первоначальной редакции, несостоятелен.
На основании изложенного постановление администрации города Коврова Владимирской области от 17.10.2011 N 2249 "Об определении единых теплоснабжающих организаций города Коврова" в редакции постановлений администрации города Коврова Владимирской области от 29.11.2011 N 2752 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249", от 18.01.2012 N 97 "О внесении изменений в постановление от 17.10.2011 N 2249", от 03.02.2012 N 267 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249" соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.02.2012 по делу N А11-9522/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимртеплогаз" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Владимртеплогаз" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную им по платежному поручению от 16.03.2012 N 2817.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 3 статьи 49 Устава города Коврова, постановления главы города, постановления администрации города, затрагивающие интересы физических и юридических лиц, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу со дня их опубликования в средствах массовой информации.
...
В номере 9 газеты " Ковровская неделя" от 02.12.2011 - постановление Администрации от 29.11.2011 N 2752 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249".
Таким образом, довод Общества о том, что постановление от 17.10.2011 N 2249 продолжает действовать в первоначальной редакции, несостоятелен.
На основании изложенного постановление администрации города Коврова Владимирской области от 17.10.2011 N 2249 "Об определении единых теплоснабжающих организаций города Коврова" в редакции постановлений администрации города Коврова Владимирской области от 29.11.2011 N 2752 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249", от 18.01.2012 N 97 "О внесении изменений в постановление от 17.10.2011 N 2249", от 03.02.2012 N 267 "О внесении изменений в постановление администрации города Коврова от 17.10.2011 N 2249" соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 мая 2012 г. N Ф01-1561/12 по делу N А11-9522/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7524/12
29.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7524/12
10.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1561/12
27.02.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9522/11