Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Шарьинского муниципального района Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2012, принятое судьями Стрельниковой О.А., Максименко Л.А., Зиновьевым А.В., по делу N А31-9981/2011 по заявлению администрации Шарьинского муниципального района Костромской области о признании частично недействующими решений Думы городского округа город Шарья,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требования относительно предмета спора, - администрация городского округа город Шарья Костромской области, и установил:
администрация Шарьинского муниципального района Костромской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими абзацев 5 - 6 пункта 1.2 решения Думы городского округа город Шарья Костромской области от 29.05.2009 N 24-ДН в части слов "городского округа город Шарья", абзацев 8 - 9 пункта 1 решения Думы городского округа город Шарья Костромской области (далее - Дума) от 29.09.2011 N 46-ДН в части слов "городского округа город Шарья", как не соответствующих части 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 20.01.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа город Шарья Костромской области (далее - Администрация городского округа город Шарья).
Решением суда от 15.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), заявитель жалобы указывает, что льготы по налогам могут быть предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков. Органы местного самоуправления городского округа город Шарья не являются отдельной категорией, для них не может быть установлена налоговая льгота. Органы местного самоуправления Шарьинского муниципального района относятся к категории органов местного самоуправления, не входят в структуру органов местного самоуправления городского округа город Шарья и не могут воспользоваться налоговой льготой по земельному налогу. Фактически льгота предоставлена только одному лицу из категории органов местного самоуправления - Администрации городского округа город Шарья, что недопустимо.
Администрация городского округа город Шарья в отзыве отклонила доводы заявителя и заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Дума в отзыве возразила против позиции, изложенной в кассационной жалобе.
Администрация, Дума, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Костромской области решения в обжалуемой части проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Думы от 29.05.2009 N 24-ДН внесены изменения в решение Шарьинской городской Думы от 25.08.2005 N 5-38 "Об установлении земельного налога на территории городского округа город Шарья".
В соответствии с абзацами 5 - 6 пункта 1.2 данного решения от уплаты налога на землю освобождены: органы местного самоуправления городского округа город Шарья в отношении земельных участков, используемых ими для решения вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий; организации, финансируемые из бюджета городского округа город Шарья в соответствии с бюджетными сметами, созданные в целях решения вопросов местного значения, иных вопросов, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.
Данное решение опубликовано в газете "Ветлужский край", N 84, 30.05.2009.
По результатам обращения Шарьинской межрайонной прокуратуры Дума приняла решение от 29.09.2011 N 46-ДН, абзацы 8 - 9 пункта 1 которого в части предоставления льгот по налогу на землю изложены в прежней редакции. Решение опубликовано в газете "Ведомости Шарьи", N 17, 05.10.2011.
Администрация посчитала, что названные пункты противоречат части 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате принятия данных решений нарушены интересы органов местного самоуправления Шарьинского муниципального района, и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 56, пунктами 1 и 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2011 N 949-О-О, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты в обжалуемой части приняты уполномоченным органом, соответствуют действующему законодательству, поэтому отказал в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Кодекса налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Земельный налог, являясь местным налогом, согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается и вводится в действие на территории муниципальных образований в соответствии с данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В силу пункта 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 24 Устава муниципального образования городского округа город Шарья установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям Думы.
Как следует из материалов дела и установил суд, в соответствии с обжалуемыми пунктами решений от уплаты налога на землю освобождены органы местного самоуправления городского округа город Шарья в отношении земельных участков, используемых ими для решения вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.
Согласно статье 21 Устава муниципального образования городского округа город Шарья Костромской области структуру органов местного самоуправления городского округа город Шарья составляют имеющие собственные полномочия по решению вопросов местного значения: Дума городского округа город Шарья Костромской области - представительный орган муниципального образования; глава городского округа город Шарья Костромской области - глава муниципального образования; администрация городского округа город Шарья Костромской области - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; контрольно-счетная комиссия городского округа город Шарья Костромской области - контрольно-счетный орган муниципального образования.
Таким образом, льгота предоставлена определенной категории налогоплательщиков, входящих в структуру органов местного самоуправления городского округа город Шарья. Установление льготного режима только для отдельных категорий налогоплательщиков находится в пределах полномочий Думы и соответствует положениям статьи 56, пункта 2 статьи 387 Кодекса.
С учетом изложенного суд первой инстанции, приняв во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2011 N 949-О-О, обоснованно признал решения в оспариваемых частях соответствующими действующему законодательству.
Арбитражный суд Костромской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Шарьинского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2012 по делу N А31-9981/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Шарьинского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 24 Устава муниципального образования городского округа город Шарья установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям Думы.
...
Согласно статье 21 Устава муниципального образования городского округа город Шарья Костромской области структуру органов местного самоуправления городского округа город Шарья составляют имеющие собственные полномочия по решению вопросов местного значения: Дума городского округа город Шарья Костромской области - представительный орган муниципального образования; глава городского округа город Шарья Костромской области - глава муниципального образования; администрация городского округа город Шарья Костромской области - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования; контрольно-счетная комиссия городского округа город Шарья Костромской области - контрольно-счетный орган муниципального образования.
Таким образом, льгота предоставлена определенной категории налогоплательщиков, входящих в структуру органов местного самоуправления городского округа город Шарья. Установление льготного режима только для отдельных категорий налогоплательщиков находится в пределах полномочий Думы и соответствует положениям статьи 56, пункта 2 статьи 387 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 мая 2012 г. N Ф01-1554/12 по делу N А31-9981/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1554/12