Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей от заявителя: Зеленко А.И. (доверенность от 17.01.2012 N 27), от заинтересованного лица: Золотаревой И.А. (доверенность от 10.01.2012 N 03/03),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2011, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-11519/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ" (далее - Общество, ООО "Автомобильный завод "ГАЗ") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 10011,70 квадратного метра, кадастровый номер 52:18:0040227:10, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 88 (литеры 115А, 114А, 114А1), основное целевое назначение - под производство автомобилей, и в ненаправлении Обществу проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением заключить соответствующий договор, а также об обязании Территориального управления в месячный срок со дня принятия решения по делу принять решение о предоставлении в собственность ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" за плату указанного земельного участка по цене 590 302,35 рубля (в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка) и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора; о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и в ненаправлении Территориальному управлению поручения о заключении с Обществом договора купли-продажи названного земельного участка на условиях, указанных в заявке.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2011 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Территориального управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 10011,70 квадратного метра, кадастровый номер 52:18:0040227:10, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 88 (литеры 115А, 114А, 114А1), основное целевое назначение - под производство автомобилей. Суд обязал Территориальное управление в течение двадцати дней после вступления решения суда в законную силу принять все предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации меры, направленные на рассмотрение и принятие соответствующего решения по заявлению Общества о предоставлении в собственность за плату названного земельного участка. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Апелляционный суд постановлением от 28.02.2012 оставил без изменения решение суда, за исключением третьего абзаца резолютивной части: обязал Территориальное управление в месячный срок со дня принятия постановления принять решение о предоставлении в собственность ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" испрашиваемого земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи этого участка и направить его Обществу с предложением о заключении соответствующего договора.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 7, 27, 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что не допустил бездействия в рассмотрении заявления Общества, так как направил представленный последним пакет документов для приобретения в собственность испрашиваемого земельного участка в Росимущество для согласования вопроса о заключении договора купли-продажи этого участка. По его мнению, в силу подпункта "е" Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, принятие решений о продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Территориальное управление осуществляет только по поручению Росимущества. Территориальное управление также указывает, что спорная территория используется ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" для обеспечения обороны и безопасности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: отдельно стоящее здание - производственный корпус площадью 8543,7 квадратного метра и отдельно стоящее здание - открытый склад готовой продукции и металла площадью 658,9 квадратного метра, расположенные на земельном участке по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 88 (свидетельства о государственной регистрации права от 10.03.2009 серии 52-АВ N 695683 и от 02.03.2005 серии 52-АБ N 225085).
Данные объекты недвижимости были приватизированы акционерным обществом открытого типа "ГАЗстройиндустрия" при приватизации треста "ГАЗстройиндустрия" и переданы открытому акционерному обществу "ГАЗ" в связи с реорганизацией акционерного общества открытого типа "ГАЗстройиндустрия" в соответствии с договором о присоединении от 15.04.1996 N 147-03-10.
На основании решения открытого акционерного общества "ГАЗ" - единственного участника Общества данные объекты недвижимости были переданы в счет вклада в его уставный капитал по акту приема-передачи от 01.01.2005.
Принадлежащие ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" на праве собственности объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 10011,70 квадратного метра с кадастровым номером 52:18:0040227:10, находящемся в федеральной собственности и предоставленном Обществу на праве аренды на основании договора аренды от 30.12.2005 N 0254/18 сроком на 49 лет. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" 05.05.2011 обратилось одновременно в Территориальное управление и в Росимущество с заявлениями о приватизации спорного земельного участка.
Поскольку в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ни Территориальным управлением, ни Росимуществом не было принято каких-либо решений относительно испрашиваемого земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части, касающейся Территориального управления, и исходил из того, что оспариваемое бездействие последнего не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд пришел к выводу о том, что Территориальное управление обладает всеми необходимыми полномочиями для рассмотрения по существу заявления Общества о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и принятия по нему соответствующего решения, в связи с чем в удовлетворении заявления в отношении Росимущества отказал.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения. При этом суд апелляционной инстанции применил соответствующий заявленному требованию способ восстановления нарушенного права Общества и возложил на Территориальное управление обязанность принять решение о предоставлении в собственность ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" испрашиваемого земельного участка.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требования о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Как следует из материалов дела, Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0040227, и пользователь данного земельного участка на основании договора аренды в соответствии с разрешенным использованием - под производство автомобилей (кадастровый паспорт земельного участка от 25.03.2011) обладает исключительным правом на приобретение его в собственность.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, Общество представило в Территориальное управление в полном объеме. Данный факт установлен судами, подтвержден материалами дела и Территориальным управлением не оспаривается.
Следовательно, спорный земельный участок подлежал переоформлению по правилам статьи 36 Кодекса.
При таких обстоятельствах на основании полного, всестороннего и объективного исследования представленных в дело доказательств суды сделали правильный вывод о том, что бездействие Территориального управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования в данной части.
Довод заявителя относительно отсутствия у Территориального управления полномочий по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность, несостоятелен в силу следующего.
Статьей 29 Кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пунктов 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, принять соответствующее решение, направив проект договора Обществу.
Довод заявителя о том, что судами не исследован вопрос о том, что спорная территория используется ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" для обеспечения обороны и безопасности, отклоняется судом кассационной инстанции, так как не был заявлен и не являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу N А43-11519/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, Общество представило в Территориальное управление в полном объеме. Данный факт установлен судами, подтвержден материалами дела и Территориальным управлением не оспаривается.
Следовательно, спорный земельный участок подлежал переоформлению по правилам статьи 36 Кодекса.
...
Статьей 29 Кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2012 г. N Ф01-1694/12 по делу N А43-11519/2011