Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.
при участии представителей от истца: Лебедева Д.Л. по доверенности от 04.08.2011, Копягина А.В. по доверенности от 03.05.2012, от ответчика: Опарышева С.В. по доверенности от 13.03.2012, Котина В.П. по доверенности от 13.03.2012, Семивеличенко Е.А. по доверенности от 01.01.2012,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2011, принятое судьей Дмитриевой В.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А82-2606/2011 по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Ярэнерго" к открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания" о взыскании задолженности и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра" в лице филиала "Ярэнерго" (далее - Компания, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Ярославская сбытовая компания" (далее - Общество, сбытовая организация). Предметом иска явилось требование о взыскании с ответчика 70 975 863 рублей 54 копеек задолженности по оплате оказанных в ноябре - декабре 2010 года услуг по передаче электрической энергии по договору от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08. Спор возник в связи с разногласиями сторон по поводу величины заявленной мощности, подлежащей применению при расчетах. Истец считает правильным применять при расчетах за услуги по передаче электроэнергии объем мощности, согласованный сторонами в приложении N 2 к дополнительному соглашению от 29.01.2010 к договору от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08 (далее - Соглашение). Данный объем мощности, по мнению Компании, соответствует величине заявленной мощности, учтенной регулирующим органом при принятии тарифного решения о стоимости услуг истца на 2010 год.
По мнению ответчика, эти расчеты должны производиться исходя из проведенной им корректировки величин заявленной мощности за ноябрь и декабрь 2010 года. Корректировка проведена в связи с превышением величины заявленной мощности над величиной мощности, фактически передаваемой по договору соответствующим категориям потребителей. Необходимость корректировки вызвана неисполнением истцом заявок сбытовой организации о введении ограничения режима потребления абонентам, не исполняющим обязанности по оплате электроэнергии и услуг по договорам энергоснабжения. Соглашение от 29.01.2010 стороны не подписали в связи с наличием разногласий, следовательно, приложение к нему, содержащее величину заявленной мощности, не заключено и применению к расчетам сторон не подлежит. При расчетах должны применяться данные о заявленной мощности, учтенные в сводном балансе на 2010 год, утвержденном приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 20.11.2009 N 301-Э/1.
Суд первой инстанции решением от 24.01.2011 удовлетворил исковые требования. При принятии судебного акта суд установил факты оказания сетевой организацией услуг по передаче электроэнергии ответчику и их неоплаты последним во взыскиваемом объеме. Суд посчитал согласованным сторонами изменение величины мощности на 2010 года путем совершения сбытовой организацией конклюдентных действий по оплате мощности за период, предшествующий исковому. В связи с этим суд признал правомерным произведенный истцом расчет стоимости услуг по размеру мощности, установленному в приложении N 2 к соглашению. Суд согласился с доводами истца о том, что данный объем мощности соответствует величине заявленной мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа на услуги истца на 2010 год.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.
При принятии решения суды руководствовались следующими правовыми нормами:
- статьями 307, 309, 310, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- пунктом 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-Э/2 (далее - Методические указания).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 15.09.2011 и постановление от 09.12.2011 и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель оспаривает выводы судов о согласовании стонами величины заявленной мощности на 2010 год. Ответчик утверждает, что величины заявленной мощности, указанные в приложение N 2 к Соглашению, не подлежат применению, поскольку Соглашение не заключено. Акты оказанных в спорный период услуг Общество подписало с разногласиями. Таким образом, применение при расчетах сторон величин, записанных в данном соглашении, нельзя признать правомерным. В связи с этим дело подлежит направлению на новое рассмотрение для установления величин заявленной мощности, подлежащих применению при расчетах сторон в 2010 году.
Компания в отзыве отклонила доводы кассационной жалобы и просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 27.04.2012 до 05.05.2012, затем дело откладывалось до 14.05.2012.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили судебные инстанции, стороны находятся в правоотношениях по поводу возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии с целью снабжения потребителей ответчика электроэнергией.
Отношения сторон определены договором от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08, разногласия по которому урегулированы вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2009 по делу N А82-4937/2009. В приложении N 14 к договору стороны согласовали заявленную мощность потребителей на 2009 год.
В подпункте "в" пункта 3.2.7 договора установлено, что заказчик (сбытовая организация) обязуется представлять исполнителю (сетевой организации) "сведения о корректировке величины заявленной мощности в случае, если ранее заявленная мощность по настоящему договору превышает величину мощности, передаваемую по настоящему договору, в том числе в связи с оформлением потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии с исполнителем, или является недостаточной, по форме N 14 к настоящему договору - не позднее, чем за 2 рабочих дня до начала расчетного периода, на который осуществляется корректировка".
В пункте 7.6 договора стороны согласовали формулу для расчета стоимости услуг исполнителя, где одним из слагаемых является произведение тарифа в части ставки за содержание электросетей соответствующего двухставочного тарифа и "величина договорной (заявленной) мощности энергопринимающих устройств Потребителей Заказчика". Здесь же указано, что величины заявленной мощности равны величинам, установленным постановлением регулирующего органа на соответствующий год.
С целью согласования величины заявленной мощности потребителей на 2010 год сбытовая организация направила сетевой организации дополнительное соглашение к договору от 29.01.2010 с приложениями N 1 и 2 к нему. Соглашение от 29.01.2010 подписано истцом с протоколом разногласий. Приложения к данному соглашению N 1 и 2 с указанием планового количества отпускаемой потребителям электрической энергии на 2010 год и величины договорной электрической мощности на 2010 год подписаны сторонами.
В 2010 году Компания оказывала Обществу услуги по передаче электроэнергии потребителям ответчика.
Факт оказания услуг и их объем подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются.
На оплату оказанных услуг Компания направила Обществу акты об оказании услуг и выставила счета-фактуры. Размер услуг по передаче электроэнергии определен истцом исходя из заявленной мощности потребителей, определенной в приложении N 2 к соглашению, и тарифа, утвержденного постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23.12.2009 N ППр-231-П/ЭЭ.
Ответчик не согласился с применением величины заявленной мощности в ноябре - декабре 2010 года, подписал названные акты с разногласиями, направил их истцу и произвел оплату услуг в соответствии со своим расчетом.
Поводом для обращения Компании в арбитражный суд с иском послужило неисполнение в полном объеме Обществом обязательства по оплате оказанных в ноябре и декабре 2010 года услуг по передаче электроэнергии.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, помимо прочего, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно статье 4 этого закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со статьей 21, пунктом 7 статьи 38 закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
В силу статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закон об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Порядок заключения и исполнения таких договоров устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
По договору на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения в пределах величины заявленной мощности (пункт 13 (подпункт "в") и 15 Правил N 861).
При исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 14 Правил N 861.
Оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии (пункт 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530).
Из пункта 2 статьи 23 Закон об электроэнергетике (статьи 23.1 того же закона в редакции от 26.07.2010) следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены. Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. Тарифы устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (пункты 42, 46 - 48 Правил N 861).
Из раздела VIII Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что расчет тарифа на услуги по передаче электроэнергии определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии. В основу расчета тарифа положен суммарный расчетный объем необходимой валовой выручки, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов на осуществление деятельности по передаче электроэнергии. Размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, дифференцируемой по уровням напряжения. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в двухставочном и одноставочном вариантах.
Расчет двухставочных тарифов предусматривает определение ставки на содержание электросетей соответствующего уровня напряжения и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения. При этом ставка на содержание сетей определялась в расчете за МВт заявленной мощности потребителя.
Заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил N 861).
Таким образом, применение в расчетах на услуги по передаче электрической энергии значения присоединенной (заявленной) мощности обусловлено обязанностью сетевой компании исходя из предъявляемых к ее деятельности требований обеспечить потребителю потенциальную возможность использования всей величины заявленной мощности в любой момент в течение срока действия договора. Сетевая организация получает плату за обеспечение потребителя постоянной возможностью использования сетей на всю величину заявленной мощности. Тарифное регулирование построено таким образом, что потребитель обязан оплачивать за каждый расчетный период величину заявленной мощности, даже если величина фактически потребленной мощности оказывается ниже заявленной, поскольку затраты сетевой организации на содержание сетей определяются исходя из необходимости обеспечить максимально возможную нагрузку на сети с учетом предельных величин заявленной потребителем электрической энергии мощности.
В случае применения в расчетах двухставочного тарифа получение сетевой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности. Применение иной величины мощности может привести к невозмещению сетевой организации тех расходов, которые она должна нести для поддержания своих сетей в постоянной готовности обеспечить получение потребителями в любой момент заявленной ими мощности.
Изменение величины заявленной мощности, используемой сторонами в расчетах, в течение периода регулирования может быть произведено по взаимному согласию сторон.
Суды, удовлетворяя исковые требования, пришли к выводу о согласованности сторонами на 2010 год величины заявленной мощности путем подписания приложения N 2 к соглашению. Однако, исходя из установленных обстоятельств настоящего дела, суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом судов. Как усматривается из материалов дела, соглашение об изменении условий договора сторонами не достигнуто. Приложение N 2 к дополнительному соглашению является его неотъемлемой частью. Следовательно, величина заявленной мощности, установленная в приложении N 2 к соглашению, не может считаться согласованной сторонами.
Вывод судов о заключении или изменении договора путем совершения конклюдентных действий истца несостоятелен, поскольку соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор (часть 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации). Более того, стороны в договоре согласовали условие о его изменении только посредством подписания письменного документа.
В связи с этим указанные выводы подлежат исключению из мотивировочной части судебных актов.
В то же время выводы судов о согласованности сторонами заявленной мощности потребителей в приложении N 2 к соглашению не повлекли принятия неправосудного судебного акта и, следовательно, не могут послужить основанием для отмены обжалуемых судебных актов при проверке в суде третьей инстанции.
Как следует из материалов дела, стороны производили расчеты за услуги по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу. Разногласия у сторон возникли по поводу величины мощности, подлежащей применению при расчетах по ставке на содержание электрических сетей.
Тариф на услуги истца утвержден постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23.12.2009 N ППр-231-П/ЭЭ. При утверждении тарифов на 2010 год регулирующий орган учел такие же величины заявленной мощности, что и в приложении N 2 к соглашению. Эти же величины положены истцом в основу расчета задолженности. Постановление не оспорено в установленном законом порядке и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования Компании. Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 3327/11.
Заявление Общества о возможности корректировки заявленной мощности в течение календарного года соответствует пунктам 3.2.7 и 10.5 договора. Возможность такой корректировки при соблюдении всех условий пункта 3.2.7 договора (в том числе мотивов заявления об изменении заявленной мощности, формы уведомления, соответствующей приложению N 14 к договору) не отрицал и истец. В то же время факт направления ответчиком писем в адрес сетевой организации с уведомлением об изменении заявленной мощности не подтвержден доказательствами: писем, на которые ссылалось Общество, в материалах дела нет.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 по делу N А82-2606/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявленная мощность - это предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил N 861).
...
Вывод судов о заключении или изменении договора путем совершения конклюдентных действий истца несостоятелен, поскольку соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор (часть 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации). Более того, стороны в договоре согласовали условие о его изменении только посредством подписания письменного документа.
...
Тариф на услуги истца утвержден постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23.12.2009 N ППр-231-П/ЭЭ. При утверждении тарифов на 2010 год регулирующий орган учел такие же величины заявленной мощности, что и в приложении N 2 к соглашению. Эти же величины положены истцом в основу расчета задолженности. Постановление не оспорено в установленном законом порядке и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования Компании. Указанный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 3327/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 мая 2012 г. N Ф01-937/12 по делу N А82-2606/2011