Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя от заинтересованного лица: Меньшова М.А. (доверенность от 10.01.2012 N ДЦТ-10-03),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.02.2012, принятое судьей Батраковой Е.Н., Мокрецовой Т.М., Ушаковой Е.В., по делу N А11-7853/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" к Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области о признании недействующим нормативного правового акта,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Ковровская энергетическая тепловая компания", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - ООО "Владимиртеплогаз", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 09.11.2010 N 35/24 "О тарифах на тепловую энергию" недействующим и несоответствующим подпункту 6 пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ковровская энергетическая тепловая компания" (далее - ООО "КЭТК", ООО "Ковровская энергетическая тепловая компания").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 08.02.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель жалобы считает, что ООО "КЭТК" в качестве документа, подтверждающего расчет полезного отпуска тепловой энергии, представило в Департамент копию договора теплоснабжения, заключенного с ООО "Владимиртеплогаз". На основании данного договора Департамент определил необходимую валовую выручку ООО "КЭТК" и утвердил тарифы на тепловую энергию на 2010 и 2011 годы. Оригинала данного договора не существует, поэтому, по мнению Общества, нормативный акт подлежит признанию недействующим. Суд неправильно применил Правила государственного регулирования и применения тарифов.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Общество и ООО "Ковровская энергетическая тепловая компания", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Департамента от 09.11.2010 N 35/24 "О тарифах на тепловую энергию" установлен тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере 826,16 рубля за Гкал, в паре в размере 846,52 рубля за Гкал на 2010 год. Приложением N 2 к указанному постановлению для потребителей ООО "КЭТК" установлен тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере 983,13 рубля за Гкал, в паре в размере 1029,22 рубля за Гкал на 2011 год.
Посчитав, что названный нормативный акт не соответствует Правилам государственного регулирования и применения тарифов, ООО "Владимиртеплогаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 192, частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов, пунктом 4 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых тарифов (цен) осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" оказание услуг по передаче тепловой энергии относится к регулируемому виду деятельности, то есть виду деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что государственное регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
На территории Владимирской области согласно Положению о Департаменте, утвержденному постановлением губернатора Владимирской области от 27.12.2005 N 766, таким органом является Департамент.
Таким образом, суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления в пределах его полномочий, опубликован в установленном порядке; данный факт никем не оспаривается.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В пункте 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, установлен перечень материалов, обязательных для представления в соответствующий регулирующий орган для принятия решения об открытии дела об установлении тарифов.
В подпункте 6 пункта 10 названных правил предусмотрено предоставление расчета полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям.
Как установил суд и следует из материалов дела, ООО "КЭТК" обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2010 - 2011 годы.
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, установил, что в составе документов, представленных ООО "КЭТК" в Департамент в целях установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2010 - 2011 годы, были балансы спроса и предложения на 2010 - 2011 годы; калькуляции расходов, связанных с производством (и передачей) тепловой энергии на 2010 - 2011 годы; баланс экономически обоснованного тарифа по производству тепловой энергии ООО "КЭТК" на 2010 - 2011 годы; сметы расходов по производству тепловой энергии на 2010 - 2011 годы; свод по котельным на 2010 - 2011 годы; структуры полезного отпуска тепловой энергии на 2010 - 2011 годы; балансы тепловой энергии на 2010 - 2011 годы; расчет расхода топлива по котельным ООО "КЭТК"; расчет баланса топлива; расчет затрат на топливо для выработки тепловой энергии; расчет затрат на природный газ по точкам подключения конечных потребителей газораспределительным сетям на 2010 год; расчет цены газа для тарифа по ООО "КЭТК" на 2011 год.
Протоколом заседания правления Департамента от 09.11.2010 N 35 установлен расчет тарифов на 2010 - 2011 годы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КЭТК".
Суд установил, что расчет тарифов на тепловую энергию выполнен Департаментом в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Доказательств того, что расчет полезного отпуска тепловой энергии выполнен на основании договора теплоснабжения от 16.09.2010 N 12-09/2010, и этот расчет в любом случае является неверным, в материалы дела также не представлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены и отклонены судом округа, как несостоятельные.
При таких обстоятельствах основания для признания оспариваемого постановления в несоответствующим подпункту 6 пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов отсутствуют.
Арбитражный суд Владимирской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 08.02.2012 по делу N А11-7853/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.03.2012 N 2882. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 90-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В пункте 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, установлен перечень материалов, обязательных для представления в соответствующий регулирующий орган для принятия решения об открытии дела об установлении тарифов.
В подпункте 6 пункта 10 названных правил предусмотрено предоставление расчета полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям.
...
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены и отклонены судом округа, как несостоятельные.
При таких обстоятельствах основания для признания оспариваемого постановления в несоответствующим подпункту 6 пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2012 г. N Ф01-1679/12 по делу N А11-7853/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1679/12