Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.10.2011, принятое судьей Новожениной О.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012, принятое судьями Насоновой Н.А., Родиной Т.С., Тарасовой Т.И., по делу N А79-6118/2011 по иску бюджетного учреждения Чувашской Республики "Центральная городская больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики к Администрации Козловского района Чувашской Республики о взыскании задолженности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное учреждение здравоохранения "Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им. И.Е. Виноградова", и установил:
бюджетное учреждение Чувашской Республики "Центральная городская больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Центральная городская больница) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к Администрации Козловского района Чувашской Республики (далее - Администрация) о взыскании за счет средств казны задолженности по оплате оказанных медицинских услуг в сумме 58 936 рублей 54 копеек.
Решением суда от 31.10.2011 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2009 N 432, которым были утверждены Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год (далее - Программа государственных гарантий на 2010 год), а также Перечень медицинских учреждений, участвующих в реализации данной программы.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда о правильности расчета суммы иска не соответствует счетам-фактурам за 2008 год, из которых следует, что стоимость медицинских услуг, оказанных истцом в этом периоде, составила 52 051 рубль 16 копеек, а не 55 831 рубль 90 копеек. Ответчик не заключал с истцом договор на оказание медицинских услуг в 2010 году, поэтому суд необоснованно возложил на Администрацию обязательство оплатить стоимость медицинских услуг, оказанных истцом в указанный период. Направления на госпитализацию и стационарное лечение выдавались гражданам муниципальным учреждением здравоохранения "Козловская центральная районная больница Чувашской Республики им. И.Е. Виноградова" (далее - Больница им. И.Е. Виноградова), которая является участником Программ государственных гарантий на 2008 - 2010 годы, поэтому обязанность оплачивать спорные услуги возложена на данное лечебное учреждение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили; ответчик и третье лицо отзывы на жалобу не представили.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 03.05.2012 до 11.05.2012.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, в целях реализации муниципального заказа на оказание бесплатной медицинской помощи жителям Козловского района в 2008 году Администрация, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, страховая медицинская организация - открытое акционерное общество "Страховая компания "Чувашия-Мед", муниципальное унитарное предприятие "Страховая больничная касса г. Новочебоксарск" (заказчики) и Центральная городская больница (ранее - муниципальное учреждение здравоохранения "Центральная городская больница") (исполнитель) заключили договор, по условиям которого заказчики поручают, а исполнитель берет на себя обязательство по оказанию медицинской помощи жителям Козловского района в межрайонных стационарных отделениях и специалистами на амбулаторно-поликлиническом приеме согласно приложению N 1, в соответствии с видами деятельности, отраженными в лицензии, являющейся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 1.2 договора плановая амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь оказывается жителям Козловского района при наличии страхового медицинского полиса и направления установленного образца. Плановая амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь может оказываться по направлению руководителя Центральной городской больницы, вышестоящего органа управления здравоохранением, Минздравсоцразвития Чувашии. Экстренная и неотложная медицинская помощь оказывается в Центральной городской больнице всем гражданам независимо от наличия прописки, страхового полиса, направления и гражданства.
Медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных приложением N 2 к договору (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 договора Администрация обязалась утвердить Центральной городской больнице объем размещаемого муниципального заказа на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи (приложение N 2); осуществить оплату из средств муниципального бюджета за оказание предусмотренных договором объемов медицинской помощи.
Расчетная годовая сумма по договору составила 446 186 рублей 08 копеек; оплата осуществляется за фактически оказанные объемы медицинской помощи.
Расчеты между Администрацией и исполнителем осуществляются на основании счета-фактуры и реестра пролеченных больных. Счета-фактуры и реестры пролеченных больных направляются Центральной городской больницей в Администрацию ежемесячно (ежеквартально) в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом). Администрация в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), проводит медико-экономическую экспертизу представленных реестров пролеченных больных, по результатам которой в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем (кварталом), осуществляет оплату оказанной медицинской помощи (пункт 4.2 договора).
Посчитав, что ответчик не оплатил оказанные в 2008 и 2010 годах медицинские услуги на сумму 58 936 рублей 54 копейки, истец в претензиях от 07.02.2011 N 199 и 200 потребовал погасить указанную задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Центральной городской больницы в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 125, 779 и 781 ГК РФ, Арбитражный суд Чувашской Республики сделал вывод об отсутствии законных оснований для отказа истцу в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и при вынесении судебного акта руководствовался также статьями 1102 и 1105 ГК РФ.
Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа счел, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене в силу следующего.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из договора на предоставление бесплатной медицинской помощи на 2008 год следует, что обязанность по оплате оказанных гражданам услуг возложена на Администрацию в пределах годовой суммы, составляющей 446 186 рублей 08 копеек.
Оценив представленные в дело документы в совокупности и взаимосвязи, в том числе договор на 2008 год, счета-фактуры за 2008 год, а также направления на стационарное лечение и реестры пролеченных больных, суды установили, что истец оказал в 2008 году медицинские услуги гражданам на сумму 55 831 рубль 90 копеек.
Данный вывод судов не противоречит материалам дела.
Ответчик не представил доказательств оплаты оказанных гражданам услуг.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с Администрации 55 831 рубль 90 копеек стоимости медицинских услуг, оказанных гражданам в 2008 году.
В то же время суды не учли, что договорные отношения по оплате оказанных гражданам медицинских услуг в 2010 году у сторон отсутствовали, и Администрация не брала на себя обязательство по их оплате.
С учетом изложенного истец в силу статьи 65 АПК РФ должен доказать, а суды установить, что обязательство ответчика по оплате оказанных истцом медицинских услуг в указанный период возникло в силу закона либо по иным основаниям, предусмотренным в статье 8 ГК РФ.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 20 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, далее - Основы законодательства).
Согласно статье 20.1 Основ законодательства Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В соответствии со статьей 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В разделе III Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811, указаны источники финансового обеспечения медицинской помощи.
Из данного раздела Программы следует, что за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов предоставляются: скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной); первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.
Аналогичный перечень видов медицинской помощи, финансируемой за счет средств бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики, изложен в Программе государственных гарантий на 2010 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2009 N 432.
Из представленных в материалы дела документов (направлений на стационарное лечение, сопроводительного листа N 378 и талона к нему) следует, что поступившие в "Центральную городскую больницу" в 2010 году граждане находились на стационарном лечении с диагнозами "бронхит" или "пневмония".
В то же время пребывание граждан на стационарном лечении в больнице с указанными заболеваниями не охватывается понятием скорой медицинской помощи, приведенным в статье 39 Основ законодательства, поскольку данный вид медицинской помощи оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями и не предполагает нахождение гражданина в течение определенного периода на стационарном лечении.
С учетом изложенного у Администрации, равно как и у Больницы им. И.Е. Виноградова, не возникло обязательство по оплате медицинских услуг, оказанных гражданам в 2010 году на сумму 3104 рубля 64 копейки.
При таких обстоятельствах суды неправильно применили статьи 37.1 и 39 Основ законодательства, постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2009 N 432, поэтому судебные акты об удовлетворении требования истца в части взыскания 3104 рублей 64 копеек подлежат отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А79-6118/2011 в части взыскания с Администрации Козловского района Чувашской Республики в пользу бюджетного учреждения Чувашской Республики "Центральной городской больницы" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 3 104 рублей 64 копеек долга и 124 рублей 18 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Отказать бюджетному учреждению Чувашской Республики "Центральной городской больнице" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в удовлетворении иска в данной части.
В остальной части решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А79-6118/2011 оставить без изменений.
Арбитражному суду Чувашской Республики осуществить поворот исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.10.2011 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 по делу N А79-6118/2011.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из представленных в материалы дела документов (направлений на стационарное лечение, сопроводительного листа N 378 и талона к нему) следует, что поступившие в "Центральную городскую больницу" в 2010 году граждане находились на стационарном лечении с диагнозами "бронхит" или "пневмония".
В то же время пребывание граждан на стационарном лечении в больнице с указанными заболеваниями не охватывается понятием скорой медицинской помощи, приведенным в статье 39 Основ законодательства, поскольку данный вид медицинской помощи оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями и не предполагает нахождение гражданина в течение определенного периода на стационарном лечении.
С учетом изложенного у Администрации, равно как и у Больницы им. И.Е. Виноградова, не возникло обязательство по оплате медицинских услуг, оказанных гражданам в 2010 году на сумму 3104 рубля 64 копейки.
При таких обстоятельствах суды неправильно применили статьи 37.1 и 39 Основ законодательства, постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2009 N 432, поэтому судебные акты об удовлетворении требования истца в части взыскания 3104 рублей 64 копеек подлежат отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2012 г. N Ф01-1582/12 по делу N А79-6118/2011