Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителя от заявителя: Красинского А.В. (паспорт),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Красинского Александра Васильевича на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2011, принятое судьей Кокуриной Н.О., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012, принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А82-6091/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Красинского Александра Васильевича о признании недействительным письма от 10.03.2011 N К-164-17-18/42 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области,
третье лицо - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области, и установил:
индивидуальный предприниматель Красинский Александр Васильевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным письма Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ярославской области (далее - Отделение, пенсионный орган) от 10.03.2011 N К-164-17-18/42, возлагающего на Предпринимателя обязанность уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.201 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали подпункт "ж" пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". По мнению Предпринимателя, у него отсутствует обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, так как он является военным пенсионером, относится к лицам, приравненным в организации медицинской помощи к военнослужащим, следовательно, ему гарантировано государством и без уплаты страховых взносов право на бесплатное лечение, изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное обеспечение лекарствами, санаторное лечение и другие льготы. Заявитель указывает, что военнослужащие не являются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования.
В судебном заседании Предприниматель подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Отделение и Фонд в отзывах на кассационную жалобу возразили против доводов Предпринимателя, просили оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Красинский А.В., являющийся военным пенсионером, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 02.12.1996.
Предприниматель обратился в Отделение по вопросу уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В письме от 10.03.2011 N К-164-17-18/42 пенсионный орган указал, что согласно статьям 5, 14, 16, 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года; законодательство не содержит норм, освобождающих индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.
Не согласившись с указанным письмом, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 3, пунктом 2 части 1 статьи 5, частью 1 статьи 14, пунктом 3 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пунктами 2, 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьями 1, 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит норм, освобождающих индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действовавшего в 2010 году) (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.
С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), в статье 9 которого предусмотрено, что субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд.
На основании статьи 10 Закона N 326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах": 1) работающие по трудовому договору или гражданско-правовому договору, по договору авторского заказа, а также авторы произведений; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); 3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; 4) являющиеся членами семейных (родовых) общин; 5) неработающие граждане, перечисленные в указанном пункте.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 326-ФЗ страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.
Таким образом, Законом N 326-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются застрахованными лицами и страхователями. Страхователи - индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Законодательные акты (действовавшие в 2010 году и действующие), регулирующие отношения в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, не содержат исключений в части признания страхователями и в части обязанности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование для такой категории лиц, как индивидуальные предприниматели - военнослужащие (приравненные к ним лица в организации оказания медицинской помощи).
Действительно, в пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на который ссылается Предприниматель в кассационной жалобе, установлено, что права и социальные гарантии военнослужащих в области охраны здоровья и бесплатной медицинской помощи, предусмотренные в пунктах 2, 4 данной статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы.
Вместе с тем в данном пункте указано, что граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Предприниматель в рассматриваемом периоде (2010 и 2011 годы) обязан уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, следовательно, оспариваемое письмо Отделения соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суды правомерно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по делу N А82-6091/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Красинского Александра Васильевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на индивидуального предпринимателя Красинского Александра Васильевича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 326-ФЗ страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым относятся организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.
Таким образом, Законом N 326-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются застрахованными лицами и страхователями. Страхователи - индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Законодательные акты (действовавшие в 2010 году и действующие), регулирующие отношения в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, не содержат исключений в части признания страхователями и в части обязанности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование для такой категории лиц, как индивидуальные предприниматели - военнослужащие (приравненные к ним лица в организации оказания медицинской помощи).
Действительно, в пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на который ссылается Предприниматель в кассационной жалобе, установлено, что права и социальные гарантии военнослужащих в области охраны здоровья и бесплатной медицинской помощи, предусмотренные в пунктах 2, 4 данной статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 мая 2012 г. N Ф01-1910/12 по делу N А82-6091/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10611/12
01.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10611/12
24.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1910/12
27.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-369/12
08.12.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-6091/11