Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011, принятое судьей Кокуриной Н.О., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012, принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., по делу N А82-5230/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" к департаменту социально-экономического развития города мэрии города Ярославля,
третье лицо - департамент культуры Ярославской области, о признании незаконным приказа, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" (далее - Общество, ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к департаменту социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее - Департамент социально-экономического развития) о признании незаконным приказа директора Департамента социально-экономического развития от 28.02.2011 N 74 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании ответчика принять решение о выдаче Обществу разрешения на установку рекламной конструкции размером 1,5 м x 0,5 м на фасаде здания, расположенного по адресу: город Ярославль, улица Кирова, дом 13/31.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент культуры Ярославской области (далее - Департамент культуры).
Решением суда первой инстанции от 05.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.02.2012 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права, не дали надлежащей правовой оценки представленным в дело доказательствам, а именно согласованию размещения рекламной конструкции уполномоченным органом (Департаментом архитектуры и градостроительства мэрии города Ярославля, далее - ДАРТГ мэрии города Ярославля), а также двум противоречащим друг другу заключениям ДАРТГ мэрии города Ярославля от 02.12.2010 N 9242 и Департамента культуры от 28.02.2011 N 748 в отношении одного и того же предмета. По мнению ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль", Департамент социально-экономического развития и Департамент культуры не представили доказательств, свидетельствующих о том, каким образом спорной рекламной конструкцией будет искажен облик здания, в связи с чем не доказали соответствие оспариваемого приказа действующему законодательству.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Департамент социально-экономического развития и Департамент культуры в отзывах на кассационную жалобу возразили против доводов заявителя, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Департамент социально-экономического развития с заявлением от 27.12.2010 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: город Ярославль, улица Кирова, дом 13/31, размером 1,5 м x 0,5 м, представляющей собой несветовой композитный короб с объемными световыми буквами.
Приказом директора Департамента социально-экономического развития от 28.02.2011 N 74 Обществу отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на основании пунктов 4, 5, 6 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), постановления мэра города Ярославля от 14.07.2009 N 2303 "Об утверждении административного регламента выдачи разрешений на установку рекламной конструкции" в связи с нарушением требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, выразившимся в искажении архитектурного облика объекта культурного наследия "Дом торговый Голкина" при присоединении к его фасаду рекламной конструкции, а также в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к порядку распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Не согласившись с приказом от 28.02.2011 N 74, ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, статьями 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого приказа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Закона о рекламе.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
На основании пункта 21 статьи 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 N 42, и пункта 1.1 Положения о Департаменте социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2007 N 470 Департамент социально-экономического развития является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере размещения рекламных конструкций на территории города.
Согласно пункту 2 Методики расчета размера платы, взимаемой при использовании городских рекламных мест по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 27.05.2010 N 2077 "О реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля и в буферной зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля распространение наружной рекламы ограничено. Размещение рекламных конструкций допускается только по согласованию с Департаментом культуры.
Департамент культуры, рассмотрев представленный ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" проект рекламной конструкции на фасаде объекта культурного наследия "Дом торговый Голкина", письмом от 24.02.2011 N 748 отказал в согласовании ее размещения, поскольку данное проектное предложение искажает архитектурный облик памятника.
Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия Департаментом социально-экономического развития оспариваемого приказа от 28.02.2011 N 74.
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании является основанием к принятию органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Как установлено судами, здание, расположенное по адресу: город Ярославль, улица Кирова, дом 13/31 (литера А), является объектом культурного наследия "Дом торговый Голкина" и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2008 N 248 включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Здание находится в границах территории объекта всемирного наследия "Исторический центр города Ярославля".
Согласно статье 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия (подпункт 7 пункта 2).
В соответствии со статьей 34 Закона N 73-ФЗ зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории (пункт 1). Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в пункте 11 которого установлены требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности: ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы.
Во исполнение указанного постановления Правительство Ярославской области постановлением от 10.12.2008 N 660-п утвердило Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, согласно которому здание по адресу улица Кирова, дом 13/31 находится в квартале 17, входящему в зону охраны объектов культурного наследия - территорию объекта всемирного наследия (О.Ю.2).
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что оспариваемый приказ Департамента от 28.02.2011 N 74 издан на основе действующего нормативного правового акта Правительства Ярославской области, законность которого в судебном порядке не оспорена.
На основании действующего на день принятия оспариваемого приказа пункта 1 Проекта зон охраны объектов культурного наследия в квартале О.Ю.2 запрещается размещение рекламы на фасадах объектов культурного наследия.
Следовательно, размещение любых рекламных конструкций независимо от их формы и размера не допускается на фасадах зданий, расположенных в зоне охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" обратилось в Департамент социально-экономического развития с заявлением о размещении рекламной конструкции именно на фасаде здания, расположенного в зоне охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требований по обеспечению неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
В дополнении к паспорту памятника истории и культуры "Дом торговый Голкина" определен предмет охраны объекта культурного наследия (памятника архитектуры), в частности, такие элементы отделки лицевого фасада, как оштукатуренная поверхность лицевого фасада, простенки второго этажа, представленные широкими пилястрами, широкие штукатурные накладки над окнами второго этажа с прорисями в виде горизонтальных полос и кругов.
Суды установили, что размещение рекламной конструкции размером 1,5 м x 0,5 м на фасаде (над окнами второго этажа) здания "Дом торговый Голкина" приведет к изменению облика объекта культурного наследия, а установка конструкции может повлечь разрушение отделки лицевого фасада здания.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что приказ Департамента социально-экономического развития от 28.02.2011 N 74 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на фасаде соответствовал действующему законодательству и не нарушал права и законные интересы Общества, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований.
Довод ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" относительно письма ДАРТГ мэрии города Ярославля от 02.12.2010 N 9242, которым было согласовано размещение и эскизное решение рекламной конструкции, отклоняется судом кассационной инстанции, так как к компетенции данного структурного подразделения мэрии города Ярославля не относится согласование размещения рекламных конструкций.
На основании пункта 2 Основных требований к соблюдению внешнего облика сложившейся застройки города Ярославля при установке рекламных конструкций (приложение 2 к постановлению мэрии города Ярославля от 27.05.2010 N 2077) размещение рекламной конструкции в зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля и в буферной зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля допускается только по согласованию с Департаментом культуры.
Ссылка заявителя на судебный акт по делу N А82-5228/2011 несостоятельна, поскольку он принят с учетом конкретных обстоятельств, имевших место по данному делу. Установленные в рамках указанного дела обстоятельства в силу требований статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают их выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по делу N А82-5230/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение указанного постановления Правительство Ярославской области постановлением от 10.12.2008 N 660-п утвердило Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, согласно которому здание по адресу улица Кирова, дом 13/31 находится в квартале 17, входящему в зону охраны объектов культурного наследия - территорию объекта всемирного наследия (О.Ю.2).
...
На основании действующего на день принятия оспариваемого приказа пункта 1 Проекта зон охраны объектов культурного наследия в квартале О.Ю.2 запрещается размещение рекламы на фасадах объектов культурного наследия.
...
Согласно пункту 3 статьи 52 Закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требований по обеспечению неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
...
На основании пункта 2 Основных требований к соблюдению внешнего облика сложившейся застройки города Ярославля при установке рекламных конструкций (приложение 2 к постановлению мэрии города Ярославля от 27.05.2010 N 2077) размещение рекламной конструкции в зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля и в буферной зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля допускается только по согласованию с Департаментом культуры."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2012 г. N Ф01-2002/12 по делу N А82-5230/2011