Резолютивная часть постановления объявлена 29.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011, принятое судьей Кокуриной Н.О., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., по делу N А82-5232/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" к Департаменту социально-экономического развития города мэрии города Ярославля о признании незаконным приказа,
третье лицо - департамент культуры Ярославской области, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" (далее - ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к департаменту социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее - Департамент) о признании незаконным приказа директора Департамента от 28.02.2011 N 72 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании ответчика принять решение о выдаче Обществу разрешения на установку рекламной конструкции размером 1,5 м x 0,5 м на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 13/31.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент культуры Ярославской области (далее - Департамент культуры).
Решением от 05.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 решение оставлено без изменения.
ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, суды в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали оценки всем представленным в материалы дела доказательствам.
Ссылаясь на пункт 3.19 Положения о Департаменте архитектуры и развития территории города мэрии города Ярославля, утвержденного решением Муниципалитета города Ярославля от 20.03.2006 N 222, Общество считает, что именно Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - Департамент архитектуры) является уполномоченным органом для согласования места размещения рекламной конструкции, и Департамент архитектуры размещение спорной рекламной конструкции согласовал. Представленное Департаментом культуры заключение о невозможности выдачи разрешения на размещение рекламной конструкции противоречит письму Департамента архитектуры о согласовании размещения спорной рекламной конструкции, и оценки данному факту суды не дали. Департамент не доказал, что размещение рекламной конструкции приведет к искажению архитектурного облика памятника в целом.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Департамент и Департамент культуры в отзывах отклонили доводы жалобы и заявили о рассмотрении жалобы без участия представителей.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Департамент с заявлением от 27.12.2010 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 13/31, размером 1,5 м x 0,5 м, представляющей собой несветовой композитный короб с объемными световыми буквами.
Приказом директора Департамента от 28.02.2011 N 72 Обществу отказано в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на основании пунктов 4, 5, 6 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), постановления мэра города Ярославля от 14.07.2009 N 2303 "Об утверждении административного регламента выдачи разрешений на установку рекламной конструкции" в связи с нарушением требований законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, выразившимся в искажении архитектурного облика объекта культурного наследия "Дом торговый Голкина" при присоединении к его фасаду рекламной конструкции, а также в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к порядку распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" не согласилось с данным приказом и обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь частями 9, 15 статьи 19 Закона о рекламе, статьями 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), частью 1 статьи 10 Закона Ярославской области от 05.06.2008 N 25-з "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области", Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660-п "Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области", пришел к выводу о том, что Департамент правомерно отказал в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, поскольку размещение такой конструкции недопустимо в силу действующего законодательства.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с позицией суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Закона о рекламе.
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 21 статьи 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 16.10.1995 N 42, и пунктом 1.1 Положения о департаменте социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 07.06.2007 N 470, Департамент является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере размещения рекламных конструкций на территории города.
В соответствии с пунктом 2 Основных требований к соблюдению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Ярославля при установке рекламных конструкций, утвержденных постановлением мэрии города Ярославля от 27.05.2010 N 2077 "О реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля и в буферной зоне памятника всемирного наследия - исторического центра города Ярославля распространение наружной рекламы ограничено. Размещение рекламных конструкций допускается только по согласованию с Департаментом культуры Ярославской области.
Департамент культуры, рассмотрев представленный ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" проект рекламной конструкции на фасаде объекта культурного наследия "Дом торговый Голкина", письмом от 24.02.2011 отказал в согласовании ее размещения, поскольку данное проектное предложение искажает архитектурный облик памятника.
Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия Департаментом оспариваемого приказа от 28.02.2011 N 72.
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании является основанием к принятию органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Как установили суды и следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Кирова, д. 13/31 (лит. А), является объектом культурного наследия "Дом торговый Голкина" и в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 17.06.2008 N 248 включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Здание находится в границах территории объекта всемирного наследия "Исторический центр города Ярославля".
Согласно статье 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия (подпункт 7 пункта 2).
В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 73-ФЗ зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории (пункт 1). Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в пункте 11 которого установлены требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности: ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы.
Во исполнение указанного постановления Правительство Ярославской области постановлением от 10.12.2008 N 660-п утвердило Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля. Согласно постановлению здание по адресу ул. Кирова, д. 13/31 находится в квартале 17, который входит в зону охраны объектов культурного наследия - территорию объекта всемирного наследия (О.Ю.2).
В соответствии с действующим на день принятия оспариваемого приказа подпунктом и) пункта 1 Проекта зон охраны объектов культурного наследия в квартале О.Ю.2 запрещается размещение рекламы на фасадах.
Таким образом, по смыслу названной нормы не допускается размещение любых рекламных конструкций независимо от их формы и размера на фасадах зданий, расположенных в зоне охраны объектов культурного наследия.
ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" обратилось в Департамент с заявлением о размещении рекламной конструкции именно на фасаде здания, расположенного в зоне охраны объектов культурного наследия.
Следовательно, оспариваемый приказ Департамента от 28.02.2011 N 72 издан на основе действующего нормативного правового акта Правительства Ярославской области, законность которого в судебном порядке не оспорена.
Согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требований по обеспечению неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
В дополнении к паспорту памятника истории и культуры "Дом торговый Голкина" определен предмет охраны объекта культурного наследия (памятника архитектуры), в частности такие элементы отделки лицевого фасада, как оштукатуренная поверхность лицевого фасада, простенки 2-го этажа, представленные широкими пилястрами, широкие штукатурные накладки над окнами 2-го этажа с прорисями в виде горизонтальных полос и кругов.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованным выводам о том, что установка рекламной конструкции размером 1,5 м x 0,5 м на фасаде (над окнами второго этажа) здания "Дом торговый Голкина" приведет к изменению облика объекта культурного наследия, установка конструкции может повлечь разрушение отделки лицевого фасада здания.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ООО "Трэвэлерс Кофе Ярославль" в удовлетворении его требований, поскольку оспариваемый отказ Департамента основан на нормах действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Довод Общества о том, что полномочиями по согласованию места размещения рекламной конструкции в данном случае наделен Департамент архитектуры, отклоняется как необоснованный.
Ссылка Общества на письмо Департамента архитектуры, которым последний согласовал размещение спорной рекламной конструкции, была обоснованно отклонена судами, поскольку к компетенции данного структурного подразделения мэрии города Ярославля не относится согласование размещения рекламных конструкций.
В силу указанных обстоятельств наличие такого письма не влияет на правомерность оспариваемого отказа Департамента, принятого в рамках его компетенции и на основании действующего законодательства.
Суды обоснованно признали несостоятельной ссылку заявителя на судебный акт по делу N А82-5228/2011, поскольку он принят с учетом конкретных обстоятельств, имевших место по данному делу. Установленные в рамках указанного дела обстоятельства в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Остальные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем данные доводы подлежат отклонению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по делу N А82-5232/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Трэвэлерс Кофе Ярославль".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в пункте 11 которого установлены требования к режиму использования земель и градостроительному регламенту в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности: ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение размещения рекламы.
Во исполнение указанного постановления Правительство Ярославской области постановлением от 10.12.2008 N 660-п утвердило Проект зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля. Согласно постановлению здание по адресу ... находится в квартале 17, который входит в зону охраны объектов культурного наследия - территорию объекта всемирного наследия (О.Ю.2).
В соответствии с действующим на день принятия оспариваемого приказа подпунктом и) пункта 1 Проекта зон охраны объектов культурного наследия в квартале О.Ю.2 запрещается размещение рекламы на фасадах.
...
Согласно пункту 3 статьи 52 Федерального закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требований по обеспечению неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2012 г. N Ф01-2005/12 по делу N А82-5232/2011