Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя от заинтересованного лица: Гришкова Д.А. (доверенность от 02.11.2011 N 07/10.345),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2011, принятое судьей Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-12551/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12.05.2011 N 281-ФАС52-07/11 и установил:
открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" (далее - Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 12.05.2011 N 281-ФАС52-07/11.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.01.2012 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, суды неправильно применили статьи 5, 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе); в спорном рекламном блоке Банком полностью оговорена вся существенная информация о рекламируемом кредите, условиях его приобретения и использования, а также отражена вся информация, влияющая на фактическую стоимость кредита и дополнительные данные о возможных штрафах за просрочку исполнения обязательства. Вывод судов о нечитаемости информации об условиях кредита Общества "Кредит 180 дней без процентов" не доказан. Доказательства, свидетельствующие о том, что названная реклама вводила потребителей в заблуждение, в материалах дела отсутствуют.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении в феврале 2011 года проверочных мероприятий в целях осуществления контроля за соблюдением финансовыми организациями требований законодательства о рекламе уполномоченные лица антимонопольного органа выявили факт распространения Банком на территории Нижегородской области на объектах наружной рекламы сообщения следующего содержания: "Кредит 180 дней без процентов!". В нижней части рекламного сообщения мелким, трудным для восприятия шрифтом указана информация об иных условиях кредита, занимающая 35% рекламной площади, а именно: "Кредит с использованием банковской карты. Ставка в течение льготного периода кредитовая - 0% годовых. Сумма кредита - 15 000,00 рублей. Срок кредита - 7 месяцев, льготный период - 6 месяцев. Комиссия за снятие наличных в банкоматах и кассах ОАО КБ "Восточный" - 4,9%, в сторонних банках - 6,9%. Прием наличных в погашение кредита через кассу Банка - 110 рублей, через сторонние банки - 10 рублей. Ставка по окончании льготного периода - 18% годовых. Плата за присоединение к страховой программе - 0,4% в месяц. Требования к заемщику: 1. Проживание на территории обслуживания Банка. 2. Возраст: 21 - 65 лет (с учетом срока кредита). 3. Отсутствие действующего кредита по данному тарифу. Штраф за каждый день просрочки - 3% от суммы просрочки в течение 10 дней. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без указания причин. ОАО КБ "Восточный". Предложение действует с 14.02.2011".
Выявленные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра от 14.02.2011 N 41 с приложением фотографий рекламных сообщений.
Усмотрев в действиях Банка признаки нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган 18.04.2011 возбудил дело N 281-ФАС52-07/11.
Решением от 12.05.2011 N 281-ФАС52-07/11 Управление признало распространенную Обществом рекламу ненадлежащей и не соответствующей части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
Не согласившись с принятыми решением, Банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 3, 5, 28 Закона о рекламе и исходил из того, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В части 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Следовательно, при наличии в рекламе банковской услуги, связанной с принятием вклада, пользованием им, хотя бы одного из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указывать иные условия, которые влияют на фактическую сумму доходов.
Реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ими, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой.
Неуказание законодателем в Законе о рекламе размера шрифта не свидетельствует о том, что он может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации. Данная реклама не должна вводить потребителя в заблуждение относительно условий предоставления и пользования данной кредитной программой.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае Банк размещал рекламу на рекламных конструкциях вдоль проезжих частей дорог, существенная информация о рекламируемой услуге была выполнена более мелким, трудным для восприятия потребителем шрифтом, поэтому потребители не имели возможности увидеть ее и воспринять.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что распространенная Обществом реклама не соответствует требованиям пункта части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, что выразилось в недоведении до потребителя информации о существенных условиях выдачи кредита, в связи с чем потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги (банковского кредита).
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроки кредита, процентные ставки, возможности и условия досрочного погашения, взимаемые комиссии за открытие счета).
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует Закону о рекламе и не нарушает права и законные интересы Банка в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А43-12551/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, в рассматриваемом случае Банк размещал рекламу на рекламных конструкциях вдоль проезжих частей дорог, существенная информация о рекламируемой услуге была выполнена более мелким, трудным для восприятия потребителем шрифтом, поэтому потребители не имели возможности увидеть ее и воспринять.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что распространенная Обществом реклама не соответствует требованиям пункта части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, что выразилось в недоведении до потребителя информации о существенных условиях выдачи кредита, в связи с чем потребитель вводился в заблуждение в отношении условий предлагаемой услуги (банковского кредита).
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно ряда условий (например, сроки кредита, процентные ставки, возможности и условия досрочного погашения, взимаемые комиссии за открытие счета).
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует Закону о рекламе и не нарушает права и законные интересы Банка в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июня 2012 г. N Ф01-1695/12 по делу N А43-12551/2011