Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя от заявителя: Барбанюка Е.В. по доверенности от 26.12.2011,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.01.2012, принятое судьей Сандовой Е.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-29247/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление, уполномоченный орган), выразившихся в направлении Обществу письма от 27.07.2011 N АБ-07/10922 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2139 квадратных метров, кадастровый номер 52:17:0000000:49, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, опоры N 79 - 148, 150 - 161, 181 - 190, 174 - 177 ВЛ 110 кВ N 107 от ПС "Этилен" до НиГРЭС. Одновременно Общество просило суд обязать уполномоченный орган подготовить и направить в его адрес проект договора долгосрочной аренды испрашиваемого земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 18.01.2012 заявленные требования удовлетворил.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 данное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Общество не подтвердило исключительное право на аренду земельного участка, в связи с чем действия Территориального управления соответствуют требованиям, установленном в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. По его мнению, в письме от 27.07.2011 N АБ-07/10922 не содержится отказ Территориального управления в предоставлении в аренду спорного земельного участка, данным письмом разъяснен порядок устранения замечаний, препятствующих предоставлению в аренду земельного участка компетентным органом.
Представитель Общества в судебном заседании не согласился с доводами Территориального управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Территориальное управление и Федеральное агентство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.06.2008, серия 52-АВ, N 484118, а также выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.06.2011 N 01/286/2011-296 и 01/286/2011-291 Обществу принадлежат на праве собственности объекты электросетевого хозяйства, являющиеся объектами недвижимого имущества: воздушная линия электропередачи 110 кВ N 107 протяженностью 31 940 метров.
Указанные объекты электросетевого хозяйства расположены по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, от ПС "Этилен" до НиГРЭС, на земельном участке с кадастровым номером 52:17:0000000:49, находящемся в федеральной собственности.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 21.07.2011 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, приложив к нему соответствующие документы.
Письмом от 27.07.2011 N АБ-07/10922 уполномоченный орган возвратил МРСК "Центра и Приволжья" комплект документов на доработку в связи с отсутствием в представленном кадастровом паспорте описания частей земельного участка, занятого объектами недвижимости. Также Территориальное управление обратило внимание на недоказанность Обществом факта образования испрашиваемого земельного участка из земельного участка, выделенного в бессрочное пользование на основании распоряжения администрации Балахнинского района Нижегородской области от 09.02.1993 N 115 "О закреплении ранее выделенных земельных участков за Балахнинскими электрическими сетями, занятых производственными объектами и жилой застройкой в постоянное (бессрочное) пользование из земель города Балахны и района".
Посчитав действия Территориального управления незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 28, 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, при этом исходил из того, что Территориальное управление не доказало законность оспариваемых действий.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами права, а также статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень), согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 данного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Исследовав и оценив в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды установили, что Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и обладает исключительным правом на приобретение права аренды на данный участок; Общество представило в Территориальное управление полный пакет документов, предусмотренных Перечнем, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 28.06.2011 N К-В(ГКУ)/11-110871 в предусмотренной законодательством на тот период форме, из которого усматривается, что испрашиваемый земельный участок сформирован под существующими объектами недвижимости.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые действия Территориального управления не соответствующими действующему законодательству, нарушающими права и законные интересы Общества и удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.01.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 по делу N А43-29247/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 данного кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Исследовав и оценив в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды установили, что Общество является собственником недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и обладает исключительным правом на приобретение права аренды на данный участок; Общество представило в Территориальное управление полный пакет документов, предусмотренных Перечнем, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 28.06.2011 N К-В(ГКУ)/11-110871 в предусмотренной законодательством на тот период форме, из которого усматривается, что испрашиваемый земельный участок сформирован под существующими объектами недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2012 г. N Ф01-2258/12 по делу N А43-29247/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2258/12
26.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-968/12
18.01.2012 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29247/11
18.01.2012 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29247/11