Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2012.
Полный текст постановления изготовлен 22.06.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Апряткиной Г.С., Чернышова Д.В.
при участии представителей от ответчика: Татаровой С.Н. (доверенность от 02.08.2011 N 02), от соответчика: Березина Е.Г. (доверенность от 21.01.2010 N 14-28/202),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу соответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства - Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.11.2011, принятое судьей Цыгановой Г.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012, принятое судьями Соловьевой М.В., Ершовой О.А., Малышкиной Е.Л., по делу N А39-2156/2011 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия к открытому акционерному обществу "Саранский завод автосамосвалов" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка и по встречному иску открытого акционерного общества "Саранский завод автосамосвалов" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия и к Министерству финансов России в лице Главного управления Федерального казначейства о взыскании убытков и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Саранский завод автосамосвалов" (далее - Общество, Завод) о взыскании задолженности по арендным платежам в сумме 2 631 080 рублей 97 копеек, пени в сумме 85 857 рублей 40 копеек.
Исковые требования основаны на статьях 11 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств по внесению арендных платежей.
Завод предъявил встречный иск к Теруправлению о взыскании за счет казны Российской Федерации 3 881 874 рублей 11 копеек убытков.
Встречный иск основан на статьях 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что в результате незаконных действий Теруправления, выразившихся в оформленном письмом от 05.10.2010 N 3177 отказе в заключении с Обществом договора купли-продажи земельного участка площадью 100382 квадратных метра, с кадастровым номером 13:23:1005075:20, расположенного по адресу: город Саранск, улица Строительная, дом 11, Завод понес излишние расходы, составляющие разницу между суммой уплаченной арендной платы и суммой подлежащего уплате земельного налога.
Определением суда от 12.10.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов России в лице Главного управления федерального казначейства.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.11.2011, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен в части взыскания 1 243 597 рублей убытков. Обе судебные инстанции исходили из того, что незаконность действий Теруправления установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2011 по делу N А39-5227/2010.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства - Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия и постановление Первого арбитражного апелляционного суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Основные доводы заявителя сводятся к тому, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу. Суды первой и апелляционной инстанций в принятых по делу судебных актах не указали, какой орган, как главный распорядитель бюджетных средств, должен выступать в суде от имени публично-правового образования.
Завод в отзыве на кассационную жалобу указал на правильность принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества отклонил аргументы заявителя и просил оставить жалобу без удовлетворения.
Теруправление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из документов кассационного производства следует и суды первой и апелляционной инстанций установили, что земельный участок из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 13:23:10 05075:0020, площадью 100382 квадратных метра, расположенный по адресу: город Саранск, улица Строительная, дом 11, является собственностью Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.03.2007 сделана запись регистрации N 13-13-01/067/2007-079.
Теруправление (арендодатель) и Завод 31.05.2007 заключили договор N 165 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1.1 договора, арендодатель предоставил, а арендатор принял во владение и пользование указанный земельный участок для эксплуатации производственных помещений в границах, указанных на кадастровым плане участка, прилагаемом к договору (приложение N 1) и являющимся его неотъемлемой частью.
Срок действия договора установлен с 31.05.2007 по 30.05.2017.
Передача участка во владение и пользование арендатора подтверждается актом приема-передачи, подписанным обеими сторонами (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 5.1 договора размер арендной платы устанавливается на основании расчета арендной платы за землю и является неотъемлемой частью договора.
Ставка арендной платы за указанный участок установлена в размере 21,35 рубля за один квадратный метр согласно отчету N 485/06 "Об оценке рыночной стоимости арендной платы на земельные участки" (пункт 5.1.1 договора).
Оплата производится поквартально равными частями от суммы, указанной в приложении 2, не позднее 15 марта (за I квартал), 15 июня (за II квартал), 15 сентября (за III квартал), 15 ноября (за IV квартал) текущего года (пункт 5.3 договора).
В пункте 5.4 договора стороны предусмотрели случаи изменения арендной платы.
Дополнительным соглашением от 01.01.2009 внесены изменения в пункты 5.1.1, 5.2, 5.4 договора, в котором величина арендной платы за участок установлена в размере 53 рублей за один квадратный метр с 01.11.2009 по 31.10.2010 согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка.
Расчет арендной платы за землю на 2009 год определен в приложении к настоящему соглашению и является неотъемлемой частью соглашения и договора.
Размер арендной платы пересматривается при изменении рыночной стоимости земельного участка или рыночной арендной платы за земельный участок.
В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае вовлечения в сделку объектов оценки, полностью или частично принадлежащих Российской Федерации, проведение оценки объектов является обязательным. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом установленной уполномоченным органом ставки арендной платы.
Ставка арендной платы установлена в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года.
В соответствии с отчетом N 311/2010 об определении рыночной стоимости земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории Республики Мордовия, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:1005075:0020 составляет 57 296 000 рублей. Ставка рефинансирования на начало 2011 года - 7,75 процента. Ставка арендной платы в отношении указанного земельного участка на 2011 год составляет 44,24 рубля за один квадратный метр в год.
Распоряжением Теруправления от 28.06.2011 N 37-рз спорный договор расторгнут, согласно уведомлению о проведении регистрации ограничения (обременения) права от 09.08.2011 N 11.05/22076 соглашение о расторжении договора аренды от 31.05.2007 N 165 зарегистрировано 04.08.2011.
По расчету арендодателя за ответчиком числится 2 631 080 рублей 97 копеек долга по уплате арендной платы, в связи с чем Теруправление начислило пени в сумме 85 857 рублей 40 копеек. Наличие указанной задолженности послужило основанием для обращения Теруправления в Арбитражный суд Республики Мордовия с первоначальным иском.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.05.2011 по делу N А39-5227/2010 Теруправление обязано принять решение о предоставлении Заводу в собственность земельного участка площадью 100 382 квадратных метра, кадастровый номер 13:23:1005075:20, расположенного по адресу: город Саранск, улица Строительная, дом 11, и направить Обществу проект договора купли-продажи в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
До настоящего времени договор купли-продажи земельного участка не заключен.
В результате неправомерных действий Теруправления Завод понес излишние расходы по уплате за землю, составляющие разницу между суммой уплаченной арендной платы и суммой подлежащего уплате земельного налога, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд со встречным исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций оценили представленные в материалы дела доказательства с учетом требований, установленных в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и обоснованно отклонили первоначальный иск и частично удовлетворили требования встречного иска.
Заявитель жалобы не оспаривает принятые по делу судебные акты по сути, а выражает несогласие со взысканием присужденных денежных средств за счет казны Российской Федерации. Эти доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, получившие надлежащую правовую оценку. Полномочий для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и Первым арбитражным апелляционным судом не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.11.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 по делу N А39-2156/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства - Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае вовлечения в сделку объектов оценки, полностью или частично принадлежащих Российской Федерации, проведение оценки объектов является обязательным. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом установленной уполномоченным органом ставки арендной платы.
Ставка арендной платы установлена в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года.
В соответствии с отчетом N 311/2010 об определении рыночной стоимости земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории Республики Мордовия, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:1005075:0020 составляет 57 296 000 рублей. Ставка рефинансирования на начало 2011 года - 7,75 процента. Ставка арендной платы в отношении указанного земельного участка на 2011 год составляет 44,24 рубля за один квадратный метр в год."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2012 г. N Ф01-2474/12 по делу N А39-2156/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13648/12
09.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13648/12
22.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2474/12
22.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7628/11
14.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-2156/11