Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нео" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.11.2011, принятое судьей Тимчуком Н.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А11-6065/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нео" о признании незаконными решений Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области от 05.07.2011 N 53/04-51, 54/04-51, 55/04-51 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нео" (далее - Общество, ООО "Нео") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными решений Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) от 05.07.2011 N 53/04-51 об отказе в выдаче разрешения на проведение региональной лотереи "МЕГАМИКС"; от 05.07.2011 N 54/04-51 об отказе в выдаче разрешения на проведение региональной лотереи "МЕГАМИКС 50"; от 05.07.2011 N 55/04-51 об отказе в выдаче разрешения на проведение региональной лотереи "МЕГАМИКС 100".
Решением суда первой инстанции от 28.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.02.2012 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях), заявитель считает, что оформление договорных отношений в лотерее может проводиться как с использованием лотерейных билетов, которые являются защищенной от подделок полиграфической продукцией (бумажных билетов), так и без них; проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплата выигрышей может происходить без использования бумажных лотерейных билетов, поэтому необоснованно требовать от организаторов лотерей, в концепциях которых не используются бумажные лотерейные билеты, предоставления порядка изготовления таких билетов и так далее. По мнению Общества, требования, предъявляемые к лотерейным билетам и иным документам, оформляющим заключение договора об участии в лотерее различны. ООО "Нео" указывает, что алгоритм определения выигрышей и порядок проведения розыгрыша призового фонда прописаны по аналогии с бумажными лотерейными билетами в пунктам 7.3, 7.4, 15 условий лотерей "МЕГАМИКС", "МЕГАМИКС 50", "МЕГАМИКС 100". Общество полагает, что представило описание и технические характеристики лотерейного оборудования по всем трем лотереям.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя, представил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
ООО "Нео", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.05.2011 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении разрешений на проведение лотерей "МЕГАМИКС", "МЕГАМИКС 50", "МЕГАМИКС 100" (далее - лотереи), приложив соответствующий пакет документов.
Рассмотрев полученное обращение, уполномоченный орган уведомлением от 17.05.2011 N ДРПТ-585-04-07 предложил Обществу представить недостающие документы.
В адрес Департамента 23.06.2011 поступило письмо Общества N 892-ДРПТ-04-07, в котором последнее указало на соответствие представленных им ранее документов требованиям Закона о лотереях.
Уполномоченный орган принял решения от 05.07.2011 N 53/04-51, 54/04-51, 55/04-51 об отказе Обществу в выдаче разрешений на проведение названных лотерей.
Полагая, что решения Департамента являются незаконными и нарушающими его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Закона о лотереях и исходил из того, что оспариваемые решения уполномоченного органа соответствуют действующему законодательству.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 2 Закона о лотереях определено, что:
лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 2 статьи 2 Закона о лотереях);
розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (пункт 4 статьи 2 Закона о лотереях);
лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией (за исключением лотерейных билетов для всероссийской государственной лотереи) (пункт 5 статьи 2 Закона о лотереях);
организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту) (пункт 6 статьи 2 Закона о лотереях).
Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи (пункт 1 статьи 3 Закона о лотереях):
бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет (пункт 2 статьи 3 Закона о лотереях).
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о лотереях разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 06.04.2004 N 227 Департамент является уполномоченным органом, осуществляющим выдачу разрешений на проведение региональных лотерей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона о лотереях заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи.
К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы: условия лотереи; нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах); макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков; правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша; технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи; описание и технические характеристики лотерейного оборудования; засвидетельствованные в установленном порядке копии учредительных документов заявителя; порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов; порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов; порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Пунктами 4 и 5 статьи 6 Закона о лотереях предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований: несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона; представление заявителем недостоверных сведений; наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов; возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).
Заявитель вправе обжаловать решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Закона о лотереях, в зависимости от способа формирования призового фонда выделяют, в частности, лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о лотереях установлено, что лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации, называется региональной.
На основании пункта 5 статьи 3 Закона о лотереях организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи.
Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша.
Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно (пункт 6 статьи 3 Закона о лотереях).
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о лотереях проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 данной статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
Статья 8 Закона о лотереях содержит требования к условиям лотереи.
Как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае организатором лотерей является ООО "Нео".
В пункте 2 Условий лотерей определен вид лотереи: негосударственная, региональная, бестиражная (с моментальным определением выигрыша после внесения платы за участие в лотерее), осуществляемая в обычном режиме (обмен документами посредством сети электросвязи для заключения договора об участии в лотерее не происходит). Право на участие в лотерее связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи.
Участие в лотерее осуществляется посредством приобретения лотерейных билетов в электронной форме путем использования информационных терминалов, содержащих лотерейную программу. Участник лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения квитанции о приобретении лотерейного билета (лотерейных билетов) определить согласно демонстрации картинок или иной визуализации на информационном терминале, является его лотерейный билет (лотерейные билеты) выигрышным или нет (пункт 7.1 Условий лотерей).
Согласно пункту 7.2 Условий лотерей заключение договора на участие в лотерее производится путем направления публичной оферты (предложения) организатором лотереи (далее - организатор) посредством информации, размещенной в распространяемых рекламных материалах, на информационных терминалах, а также иным способом, и последующего принятия оферты (акцепта) потенциальным участником лотереи. Акцептом признается действие лица по приобретению лотерейного билета путем внесения денежных купюр или монет на общую сумму, кратную 10 рублям, в информационный терминал и нажатия на информационном терминале клавиши запроса лотерейного билета (лотерейных билетов) из Базы данных лотерейных билетов (далее - БДЛБ) Центра обработки данных (далее - ЦОД).
При этом в пункте 7.4 Условий лотерей указано, что при внесении в информационный терминал денежных купюр или монет на общую сумму, кратную 10 рублям, и нажатия участником лотереи (далее - участник) клавиши запроса лотерейного билета (лотерейных билетов) с информационного терминала поступает запрос на ЦОД о выдаче лотерейного билета (лотерейных билетов).
Далее ЦОД случайным образом определяет запрашиваемый лотерейный билет (лотерейные билеты) из общего количества не реализованных лотерейных билетов. Затем ЦОД выдает данный лотерейный билет (лотерейные билеты) в электронной форме на информационный терминал. Под передачей лотерейного билета понимается передача данных.
После отправления лотерейного билета на информационный терминал ЦОД определяет данный лотерейный билет в своей БДЛБ как реализованный. При внесении участником денежных средств информационный терминал выдает участнику квитанцию, подтверждающую приобретение лотерейного билета (лотерейных билетов).
В силу пункта 7.6 Условий лотерей в случае приобретения участником выигрышного лотерейного билета информационный терминал выдает участнику квитанцию, в которой указывается идентификационный номер лотерейного билета, сумма и время выигрыша. По данной квитанции участник получает выигрыш у оператора пункта выдачи выигрышей. После выплаты выигрыша оператор пункта выплаты выигрышей вносит данные о выплате по конкретному лотерейному билету в ЦОД. До этого момента выигрышный лотерейный билет учитывается в БДЛБ ЦОД как реализованный билет, выигрыш по которому не получен.
Таким образом, условием участия в лотерее является приобретение лотерейного билета, обозначенного в Условиях лотерей, как электронный лотерейный билет.
В пункте 2 статьи 3, пункте 1 статьи 19 Закона о лотереях указано, что бестиражная лотерея проводится с применением лотерейных билетов.
Принцип розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи состоит в использовании лотерейного билета, как такового, а именно, выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, знаков. Иные способы розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи Законом не предусмотрены.
При этом в силу пункта 5 статьи 2 Закона о лотереях функциями лотерейного билета являются удостоверение права на участие в лотерее и оформление договорных отношений.
Пункт 1 статьи 2 Закона о лотереях содержит положения, касающиеся исключительно оформления договорных отношений путем выдачи лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Поскольку Законом о лотереях не предусмотрены требования к квитанциям или иным документам, отличным от требований к лотерейным билетам и, приняв во внимание положения подпункта 3 пункта 6 статьи 6 Закона о лотереях, суды обоснованно посчитали, что данные документы тождественно равны по назначению.
Учитывая, что Закон о лотереях не предусматривает использование в лотерее электронного лотерейного билета, то ООО "Нео" как организатор лотереи не исполнил требования, предъявляемые Законом о лотереях к лотерейному билету об обеспечении защищенности полиграфической продукции от подделок.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Общество нарушило положения подпункта 3 пункта 6 статьи 6, подпунктов 10 (в части сроков проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов), 12 пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 19 Закона о лотереях, а также вопреки требованиям подпункта 16 пункта 2 статьи 8 Закона о лотереях в Условиях лотерей Общество не прописало алгоритм определения выигрышей, в частности, механизм определения ЦОД лотерейного билета по запросу участника лотереи, определение размера выигрыша выигрышного билета, какие игровые комбинации соответствуют выигрышным и проигрышным билетам.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 2 Закона о лотереях выигрыш - это часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.
Суды установили, что Условия лотерей и описание лотерейного оборудования не соответствовали указанным требованиям, поскольку размер выигрыша, а не сам выигрыш, определяется случайным образом лотерейным оборудованием без участия организатора лотереи (пункт 7.4 Условий лотерей).
Кроме того, пункт 8.1 Условий лотереи "МЕГАМИКС" предусматривает выдачу выигрышей в зависимости от типа терминала, при этом описание лотерейного оборудования не содержит таких типов оборудования.
ООО "Нео" не представило технические характеристики лотерейного оборудования, что предусмотрено подпунктом 6 пункта 6 статьи 6 Закона о лотереях.
В нарушение пункта 6 статьи 3 Закона о лотереях Условия лотерей не соответствуют заявленным в них требованиям о проведении лотереи в обычном режиме.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае лотерея проводилась в режиме реального времени и соответствовала порядку, установленному в подпункте 1 пункта 6 статьи 3 Закона о лотереях, что исключается в силу пункта 7 названной статьи.
В пунктах 1 и 2 части 4 статьи 6 Закона о лотереях предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований: несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона; представление заявителем недостоверных сведений.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, соответствовали Закону о лотереях и не нарушали права и законные интересы ООО "Нео" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.11.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 по делу N А11-6065/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нео" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Нео".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае лотерея проводилась в режиме реального времени и соответствовала порядку, установленному в подпункте 1 пункта 6 статьи 3 Закона о лотереях, что исключается в силу пункта 7 названной статьи.
В пунктах 1 и 2 части 4 статьи 6 Закона о лотереях предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований: несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона; представление заявителем недостоверных сведений.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, соответствовали Закону о лотереях и не нарушали права и законные интересы ООО "Нео" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 июля 2012 г. N Ф01-2571/12 по делу N А11-6065/2011