Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Племенное хозяйство "Изваильский-97" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2011, принятое судьей Князевой А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А29-3542/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Племенное хозяйство "Изваильский-97" о признании недействительным постановления администрации муниципального района "Сосногорск",
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Трансстройсервис", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Племенное хозяйство "Изваильский-97" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к администрации муниципального района "Сосногорск" (далее - Администрация) с требованиями, уточненными в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным (недействительным) постановления Администрации от 15.03.2011 N 290 об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройсервис" на землях категории - земли сельскохозяйственного назначения схемы расположения земельных участков N ОЗ-02/3.2011 для проведения работ по капитальному ремонту существующих переходов нефтепровода "Тэбук - Ухта" через реку Ижма (ПК 454-ПК 458) в районе деревни Пожня села Сосногорск Республики Коми, общей площадью 9000 квадратных метров, в том числе в части земельного участка N 1 на левом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метров, земельного участка N 2 на правом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метров; о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Трансстройсервис" данного земельного участка площадью 9000 квадратных метров в аренду сроком на 2 месяца и о заключении договора аренды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Трансстройсервис" (далее - ООО "Трансстройсервис").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 данное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, поскольку земельные участки, выделенные на основании постановления Администрации от 15.03.2011 N 290, находятся за пределами охранной зоны, они должны быть изъяты у собственника в порядке, предусмотренном земельным законодательством; оспариваемым постановлением нарушены права Общества как собственника.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установлено в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Трансстройсервис" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду участков земли на левом и правом берегах реки Ижма площадью по 0,45 гектара каждый согласно плану расположения участков в месте существующих переходов нефтепроводов для выполнения в соответствии с договором подряда, заключенным между ООО "Трансстройсервис" и обществом с ограниченной ответственностью "Лукойл - Коми", подрядных работ.
Администрация приняла постановление от 15.03.2011 N 290, которым ООО "Трансстройсервис" на землях категории - земли сельскохозяйственного назначения утверждена схема расположения земельных участков N ОЗ-02/3.2011 для проведения работ по капитальному ремонту существующих переходов нефтепровода "Тэбук - Ухта" через реку Ижма (ПК 454-ПК 458) в районе деревни Пожня села Сосногорск Республики Коми общей площадью 9000 квадратных метров, в том числе земельного участка N 1 на левом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метров и земельного участка N 2 на правом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метров; ООО "Трансстройсервис" предоставлены в аренду сроком на 2 месяца земельные участки для проведения работ по капитальному ремонту существующих переходов нефтепровода "Тэбук - Ухта" через реку Ижма (ПК 454-ПК 458) в районе деревни Пожня села Сосногорск Республики Коми общей площадью 9000 квадратных метров, в том числе: земельный участок N 1 на левом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метров, земельный участок N 2 на правом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метров; предписано заключить с ООО "Трансстройсервис" договор аренды земельных участков.
Администрация и ООО "Трансстройсервис" заключили договор аренды земельных участков N 47, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 2 месяца из земель категории - земли сельскохозяйственного назначения земельные участки для проведения работ по капитальному ремонту существующих переходов нефтепровода "Тэбук - Ухта" через реку Ижма (ПК 454 - ПК 458) в районе деревни Пожня села Сосногорск Республики Коми общей площадью 9000 квадратных метров, в том числе земельный участок N 1 на левом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метра и земельный участок N 2 на правом берегу реки Ижма площадью 4500 квадратных метра; срок аренды участков устанавливается с 15.03.2011 по 15.05.2011.
Посчитав, что обжалуемое постановление нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 4.1, 4.2 и 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортезнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила), суд первой инстанции в удовлетворении заявленного Обществом требования отказал, при этом исходил из того, что на основании оспариваемого постановления земельные участки у Общества не изымались, а были предоставлены для ремонта существующего нефтепровода.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Из содержания пунктов 4.1 и 4.3 Правил, регулирующих порядок эксплуатации магистральных трубопроводов, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) вдоль трасс трубопроводов устанавливаются охранные зоны.
В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 Правил, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований указанных Правил.
Таким образом, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, могут использоваться землепользователями для проведения сельскохозяйственных и иных работ. Законодательством не предусмотрено изъятие у землепользователей земельного участка в целях эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что земельные участки, предоставленные заявителю в собственность, находятся в охранной зоне нефтепровода и не изымались у Общества, а были предоставлены ООО "Трансстройсервис" в аренду для проведения капитального ремонта нефтепровода.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Администрации от 15.03.2011 N 290.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя. Излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу N А29-3542/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Племенное хозяйство "Изваильский-97" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Племенное хозяйство "Изваильский-97" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную им по платежному поручению от 23.04.2012 N 512.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Из содержания пунктов 4.1 и 4.3 Правил, регулирующих порядок эксплуатации магистральных трубопроводов, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) вдоль трасс трубопроводов устанавливаются охранные зоны.
В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 Правил, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований указанных Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 июля 2012 г. N Ф01-2505/12 по делу N А29-3542/2011