Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.01.2012, принятое судьей Каргиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А79-7197/2011 по заявлению администрации города Чебоксары о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 10.08.2011 по делу N 71-АМЗ-2011 и установил:
администрация города Чебоксары (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 10.08.2011 по делу N 71-АМЗ-2011.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Билборд" (далее - ООО "Билборд").
Решением суда первой инстанции от 11.01.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 10.04.2012 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что пункт 1.5 Положения о порядке организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 24.10.2008 N 246 (далее - Положение N 246), не соответствует части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), из которой следует, что предметом торгов является не право на заключение договора, а непосредственное заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. По мнению Управления, данное обстоятельство свидетельствует о нарушении Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании жалобы ООО "Билборд" по вопросу двоякой трактовки предмета торгов, установленного в Положении N 246, Управление приказом от 18.05.2011 N 151 возбудило в отношении Администрации дело N 71-АМЗ-2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган посчитал, что определение в пункте 1.5 Положения N 246 предмета торгов как права за заключение договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары и взимание в связи с этим платы за продажу права на его заключение противоречит части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе.
По результатам рассмотрения дела N 71-АМЗ-2011 Управление 10.08.2011 приняло решение, которым признало Администрацию нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Органу местного самоуправления выдано предписание от 10.08.2011, согласно которому ему предложено в срок до 05.09.2011 прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе путем приведения определения предмета торгов, содержащегося в пункте 1.5 Положения N 246, в соответствие с требованиями части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе.
Администрация не согласилась с решением и предписанием антимонопольного органа и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из правомерности требования Администрации.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Как следует из материалов дела, в газете "Чебоксарские новости" от 01.06.2010 N 57 было опубликовано объявление о проведении открытого аукциона на право заключения договора на установку средств наружной рекламы на территории города Чебоксары.
Предметом аукциона являлось право на заключение договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Следовательно, федеральным законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления самостоятельно регулировать в рамках своих муниципальных образований отношения, связанные с пользованием, владением и распоряжением муниципальной собственностью, к которым относятся и отношения по установке и эксплуатации средств наружной рекламы.
Специальные нормы, определяющие порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в городе Чебоксары содержатся в Положении N 246.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения N 246 предметом торгов (аукционов, конкурсов) является право на заключение договора, цена лота - размер ежемесячной платы по договору на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы.
Торги могут проводиться как в форме конкурса, так и в форме аукциона. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену лота, а на конкурсе - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия (пункт 1.6 Положения N 246).
В силу пункта 1.10 Положения N 246 начальный размер платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте по договору на установку и размещение средства наружной рекламы (начальная цена), заключаемому на торгах (аукционе, конкурсе), определяется в соответствии с методикой расчета, утверждаемой главой администрации города Чебоксары.
В пункте 6.6 этого Положения установлено, что для участия в торгах (аукционе, конкурсе) претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов (аукциона, конкурса). Документом, подтверждающим поступление задатка на счет организатора торгов (аукциона, конкурса), является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов (аукциона, конкурса).
Согласно пунктам 9.4, 9.6 Положения N 246 победитель торгов (аукциона, конкурса) обязан произвести оплату по договору на установку и размещение средства наружной рекламы в срок, установленный условиями проведения торгов. Задаток, внесенный победителем торгов для участия в них, засчитывается в счет оплаты по договору на установку и размещение средства наружной рекламы. Победитель торгов (аукциона, конкурса), заключивший договор на установку и размещение средства наружной рекламы, вправе приступить к установке рекламной конструкции в сроки, предусмотренные договором, после оформления в установленном порядке разрешения на установку рекламной конструкции.
Признавая Администрацию нарушившей положения Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган посчитал, что денежные средства (задаток и остаток суммы по аукциону) и плата за право размещения средства наружной рекламы вносятся на различные счета, что свидетельствует о наличии в Положении о торгах определения предмета торгов как права на заключение договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы.
Вместе с тем судами установлено, что в опубликованном Администрацией в газете "Чебоксарские новости" от 01.06.2010 N 57 объявлении о проведении открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы на территории города Чебоксары среди прочего были указаны банковские реквизиты для перечисления задатка: ИНН: 2126002962; КПП: 213001001, Финансовое управление администрации города Чебоксары (Управление архитектуры и градостроительства Администрации), л/с 05263030142); р/сч. 40302810897065000001 в ГРКЦ НБ Чувашской Республики Банка России города Чебоксары, БИК 049706001. Назначение платежа: задаток для участия в аукционе. При этом из указанного объявления следует, что победителю аукциона по соответствующему лоту задаток засчитывается в сумму оплаты по договору.
Согласно платежным поручениям от 09.07.2010 N 45-85 общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Атолл" (далее - ООО "РА "Атолл") перечислило на счет финансового управления Администрации остаток суммы по аукциону от 02.07.2010 в качестве задатка в размере 134 099 рублей, платежными поручениями от 25.06.2011 общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" (далее - ООО "ТК "Северная") также внесло задаток для участия в аукционе в размере 114 907 рублей, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
Победителями аукциона признаны ООО "ТК "Северная" и ООО "РА "Атолл" (протокол от 02.07.2010).
05.07.2010 Администрация и ООО "ТК "Северная", а 09.07.2010 Администрация и ООО "РА "Атолл" заключили договоры на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы, согласно которым указанные лица получили право на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы.
Пунктом 3.3 данных договоров предусмотрено, что плата за размещение средства наружной рекламы вносится рекламораспространителем ежемесячно равными долями до 20 числа текущего месяца. В данном пункте приведены реквизиты внесения платы в УФК по Чувашской Республике (Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары).
ООО "РА "Атолл" обратилось в орган местного самоуправления с письмом о зачете перечисленной суммы задатка на участие в аукционе на заключение договоров на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы в счет оплаты по договорам, указанным в платежных поручениях N 46-85.
Платежными поручениями от 01.12.2010 N 458, от 03.12.2010 N 484 финансовое управление Администрации перечислило на счет Управления архитектуры и градостроительства Администрации в качестве поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов, денежные средства в сумме 131 287 рублей и 117 719 рублей соответственно согласно письму ООО "РА "Атолл". Платежным поручением от 03.12.2010 N 483 сумма задатка Администрацией также зачислена в счет уплаты платежей по договору с ООО "ТК "Северная".
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что задаток был перечислен Администрацией в счет уплаты арендных платежей, предусмотренных договорами на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы; плата за право на заключение этих договоров победителями аукциона отдельно не вносилась.
Всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в данном случае со стороны органа местного самоуправления нарушений действующего законодательства.
Ссылка антимонопольного органа на то, что пункт 1.5 Положения N 246 противоречит части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, поскольку предусматривает проведение торгов не на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а на право его заключения, несостоятельна, так как Управление не указало, в чем именно выразилось несоответствие изложенной в Положении N 246 формулировки и каким образом она привела или могла привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом рынке.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение и вынесенное на его основании предписание антимонопольного органа противоречат действующему законодательству, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование Администрации.
Доказательств обратного вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, Управление в материалы дела не представило.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.01.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А79-7197/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 9.4, 9.6 Положения N 246 победитель торгов (аукциона, конкурса) обязан произвести оплату по договору на установку и размещение средства наружной рекламы в срок, установленный условиями проведения торгов. Задаток, внесенный победителем торгов для участия в них, засчитывается в счет оплаты по договору на установку и размещение средства наружной рекламы. Победитель торгов (аукциона, конкурса), заключивший договор на установку и размещение средства наружной рекламы, вправе приступить к установке рекламной конструкции в сроки, предусмотренные договором, после оформления в установленном порядке разрешения на установку рекламной конструкции.
Признавая Администрацию нарушившей положения Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган посчитал, что денежные средства (задаток и остаток суммы по аукциону) и плата за право размещения средства наружной рекламы вносятся на различные счета, что свидетельствует о наличии в Положении о торгах определения предмета торгов как права на заключение договора на установку и эксплуатацию средства наружной рекламы.
...
Ссылка антимонопольного органа на то, что пункт 1.5 Положения N 246 противоречит части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, поскольку предусматривает проведение торгов не на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а на право его заключения, несостоятельна, так как Управление не указало, в чем именно выразилось несоответствие изложенной в Положении N 246 формулировки и каким образом она привела или могла привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом рынке."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2012 г. N Ф01-2971/12 по делу N А79-7197/2011