Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2012, принятое судьей Глызиной А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012, принятое судьями Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., Буториной Г.Г., по делу N А82-9049/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании незаконным и об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" (далее -ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее -Управление, антимонопольный орган) от 27.07.2011, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере четырех сотых размера суммы выручки Общества от розничной реализации природного газа населению, что составило 21 155 656 рублей 40 копеек.
Решением от 27.01.2012 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 650 000 рублей.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 решение оставлено без изменения.
ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ярославской области.
По мнению заявителя, Управление допустило существенное нарушение процедуры привлечения ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" к административной ответственности. В нарушение статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство Общества об отложении дела Управлением немедленно рассмотрено не было; результат рассмотрения ходатайства, а именно отказ в его удовлетворении, зафиксирован в оспариваемом постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и не оформлен, как требует указанная статья КоАП РФ, отдельным определением. Общество считает, что нарушение антимонопольного законодательства допущено не на рынке розничной продажи газа, а на смежном рынке, поэтому в данном случае Общество может быть привлечено к административной ответственности только в виде минимального штрафа в размере 100 000 рублей, с учетом редакции КоАП РФ, действовавшей на момент привлечения к административной ответственности.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания представителя не направило.
ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" заявило о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Рассмотрение кассационной жалобы Общества откладывалось в порядке, установленном в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.05.2012).
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.08.2010 комиссия Управления приняла решение по делу N 03-03/42-10 (в полном объеме решение изготовлено 13.09.2010, далее - решение от 13.09.2010), в соответствии с которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В качестве нарушения данной нормы антимонопольным органом квалифицированы действия заявителя, занимающего доминирующее положение, по незаключению соответствующего соглашения о намерениях с ООО "Росстройгаз", по необоснованному направлению обращения ООО "Росстройгаз" в ОАО "Ярославльоблгаз"; по непринятию мер по урегулированию отношений по транспортировке газа по газопроводу ДНП "Фили-газ", обязанность по урегулированию которых возложена на ООО "Яррегионгаз" в рамках действующих заключенных договоров газоснабжения с жителями деревень Большое и Малое Филимоново (что подразумевает заключение договора по транспортировке газа с собственником газопроводов или организацией, эксплуатирующей газопроводы - ООО "Росстройгаз"), что препятствует сбору ООО "Росстройгаз" информации, запрошенной органом исполнительной власти, затягивает процесс включения данного общества в Реестр субъектов естественных монополий, препятствует осуществлению права на формирование и обоснование ООО "Росстройгаза" тарифа на транспортировку газа, что является одним из условий легитимного осуществления предпринимательской деятельности, содержания эксплуатируемых газопроводов, обеспечения безопасности газоснабжения жителей деревень Большое и Малое Филимоново.
На основании пункта 2 резолютивной части указанного решения и в соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции 31.08.2010 Обществу выдано предписание.
Указанное решение и предписание антимонопольного органа были предметом рассмотрения в Арбитражном суде Ярославской области по делу N А82-12250/2010. Решением от 13.05.2011 ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" отказано в удовлетворении требования о признании данных актов недействительными.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным предписания. Предписание антимонопольного органа признано недействительным.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 22.12.2011 оставил кассационную жалобу Общества без удовлетворения.
Решение антимонопольного органа по делу N 03-03/42-10 послужило поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ.
Начальник отдела антимонопольного контроля Управления 20.06.2011 в присутствии представителя заявителя составил протокол об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль".
Управление 27.07.2011 в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом, приняло постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 03-07/84-11, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере четырех сотых размера суммы выручки от розничной реализации природного газа населению, что составило 21 155 656 рублей 40 копеек.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 65, частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.7, 14.31 КоАП РФ, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, но в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Управления в части назначения размера административного штрафа в сумме, превышающей 650 000 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Суды установили, что обстоятельства нарушения Обществом антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу N А82-12250/2010.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поэтому при разрешении настоящего спора факт совершения Обществом действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением, не подлежит доказыванию, и вывод судов о наличии в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.31 КоАП РФ, является обоснованным.
Довод Общества о нарушении Управлением процедуры привлечения ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" к административной ответственности правомерно отклонен судами в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Как следует из оспариваемого Обществом постановления от 27.07.2011 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, ходатайство ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрено и отклонено: антимонопольный орган пришел к выводу о том, что хозяйствующий субъект имел возможность направить иного представителя по доверенности; о времени и месте рассмотрения дело Общество извещено надлежащим образом.
Суды обоснованно указали, что факт того, что ходатайство не было рассмотрено немедленно, не может быть в данном случае признано в качестве существенного процессуального нарушения привлечения к административной ответственности.
Административный орган вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае представители Общества присутствовали при составлении протокола по делу об административном правонарушении (20.06.2011), при рассмотрении дела об административном правонарушении (05.07.2011), имели возможность приводить свои доводы и возражения. Определение об отложении рассмотрения дела от 05.07.2011 было получено заявителем жалобы 14.07.2011, то есть ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Ссылка заявителя, на то, что в случае своевременного рассмотрения Управлением указанного ходатайства, Общество могло бы решить вопрос о представительстве, является несостоятельной, поскольку не опровергает вывод антимонопольного органа, сделанный при отказе в удовлетворении ходатайства, о том, что Общество имело возможность направить иного представителя по доверенности.
Довод Общества о том, что в данном случае оно может быть привлечено к административной ответственности только в виде минимального штрафа в размере 100 000 рублей, с учетом редакции КоАП РФ, действовавшей на момент привлечения данного лица к административной ответственности, так как нарушение антимонопольного законодательства допущено не на рынке розничной продажи газа, а на смежном рынке, судом округа отклоняется в силу следующего.
ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли газообразным топливом, а также реализации природного газа населению.
Неправомерные действия Общества препятствовали ООО "Росстройгаз" выходу на рынок транспортировки газа.
Действия Общества, квалифицированные Управлением как нарушение антимонопольного законодательства, привели к ущемлению интересов непосредственно не только лица, которое намеревалось осуществлять деятельность на рынке транспортировки газа, но потребителей газа, то есть жителей деревень Большое и Малое Филимоново.
Рынок транспортировки газа неразрывно связан с рынком реализации газа, в данном случае действия Общества отрицательно влияют и на рынок реализации газа, поскольку опосредованно ведут к ущемлению, в том числе, прав потребителей газа, жителей деревень Большое и Малое Филимоново.
Иные доводы заявителя рассмотрены судом округа в полном объеме и отклонены, как несостоятельные.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 по делу N А82-9049/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что обстоятельства нарушения Обществом антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу N А82-12250/2010.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поэтому при разрешении настоящего спора факт совершения Обществом действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением, не подлежит доказыванию, и вывод судов о наличии в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.31 КоАП РФ, является обоснованным.
...
В соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 июля 2012 г. N Ф01-1999/12 по делу N А82-9049/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15647/12
14.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15647/12
31.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1999/12
29.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1098/12