Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Синякиной Т.В., Чиха А.Н.
при участии представителей от истца: Смирновой О.В. по доверенности от 25.01.2012, от ответчика: Симоновой Е.Н. по доверенности от 16.07.2012,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Ивгорэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.12.2011, принятое судьей Пичевой Д.К., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Щелокаевой Т.А., по делу N А17-4319/2011 по иску открытого акционерного общества "Ивановская городская электрическая сеть" к открытому акционерному обществу "Ивгорэнергосбыт" о взыскании задолженности и установил:
открытое акционерное общество "Ивановская городская электрическая сеть" (далее - ОАО "Ивгорэлектросеть", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к открытому акционерному обществу "Ивгорэнергосбыт" (далее - ОАО "Ивгорэнергосбыт", сбытовая организация). Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование о взыскании с ответчика 1 948 887 рублей 75 копеек задолженности за оказанные с января по август 2011 года услуги по передаче электрической энергии по договору от 24.01.2008 N 10001.
Исковые требования основаны на статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктах 64, 82, 88, 89, 136 и 159 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), пунктах 4, 12 и 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и мотивированы ненадлежащим выполнением ОАО "Ивгорэнергосбыт" условий договора N 10001. Стоимость услуг по передаче электроэнергии истец рассчитал по одноставочному тарифу, утвержденному постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 01.06.2011 N 377-э/3 (далее - Постановление N 377-э/3).
Ответчик полагал, что он правомерно рассчитался с истцом по двухставочному тарифу.
Суд первой инстанции установил факты оказания истцом услуг по передаче электроэнергии ответчику и ее неоплаты последним во взыскиваемом размере; признал правомерным произведенный истцом расчет стоимости услуг по одноставочному тарифу и решением от 27.12.2011 удовлетворил иск. Сославшись на пункт 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (в редакции, действующей в спорный период, далее - Основы ценообразования), суд отклонил довод ответчика о необходимости применения при расчетах сторон в спорный период двухставочного тарифа.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 06.04.2012 оставил решение от 09.03.2011 без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ОАО "Ивгорэнергосбыт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 27.12.2011 и постановление от 06.04.2012 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя сводятся к оспариванию выводов судов о правомерности произведенного сетевой организацией расчета услуг по передаче электроэнергии по одноставочному тарифу. По мнению заявителя, суды не учли, что Постановлением N 377-э/3 с 01.06.2011 были отменены тарифы, установленные постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 29.12.2010 N 377-э/1 (далее - Постановление N 377-э/1). Данное постановление было опубликовано 17.06.2011 и распространило свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011. Ответчик в течение одного месяца с даты принятия Постановления N 377-э/3 об установлении тарифа уведомил истца о выборе двухставочного тарифа (письмо от 11.07.2011).
Заявитель не согласен с выводом судов о том, что ответчик должен был направить уведомление о выборе тарифа с 29.12.2011, то есть с момента принятия Постановления N 377-э/1. По его мнению, Постановлением N 377-э/3 были утверждены новые тарифы, а не пересмотрены старые, как это указали суды. Выводы судов противоречат пункту 64 Основ ценообразования и незаконно ограничивают права потребителя на выбор тарифа. Кроме того, новая редакция пункта 64 Основ ценообразования, предусматривающая уведомительный порядок выбора тарифа, применяется к правоотношениям сторон, возникшим с 01.01.2011, следовательно, эта норма регулировала отношения сторон по выбору варианта тарифа в момент принятия Постановления N 377-э/1.
Положения указанного пункта о невозможности одностороннего изменения варианта тарифа в расчетном периоде к рассматриваемым отношениям не применимы, поскольку сбытовая организация воспользовалась своим правом и направила уведомление о смене тарифа в установленный законом срок. При таких обстоятельствах ответчик считает, что при расчетах сторон в спорный период подлежит применению двухставочный тариф.
ОАО "Ивгорэлектросеть" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18.07.2012 до 25.07.2012.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили судебные инстанции, муниципальное унитарное предприятие "Ивгорэлектросеть" (исполнитель, в настоящее время - ОАО "Ивгорэлектросеть") и муниципальное унитарное предприятие "Энергосбыт" (заказчик, в настоящее время - ОАО "Ивгорэнергосбыт") заключили договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии от 24.01.2008 N 10001 с протоколом разногласий и протоколом согласования разногласий, по условиям которого исполнитель обязался осуществить передачу электроэнергии до точек поставки, указанных в приложении к договору. Заказчик обязался оплатить стоимость оказанных исполнителем услуг по тарифу, установленному уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и на условиях договора (пункт 2.1 договора).
В пункте 2.1.2 договора стороны согласовали, что в случае установления указанным органом нового тарифа на услуги истца новый тариф считается согласованным без внесения изменений в договор и применяется для расчетов с момента его введения в действие.
Согласно пункту 4.1 договора расчетным периодом платежа за услуги исполнителя является один календарный месяц.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 29.12.2010 N 337-э/1 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2011 год" утверждены и введены в действие с 01.01.2011 единые котловые (одно- и двухставочные) тарифы на услуги по передаче электроэнергии для сетевых организаций на территории Ивановской области, включая ОАО "Ивгорэлектросеть".
Правительство Российской Федерации обязало органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 01.01.2011 пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, не более чем на 15 процентов. Кроме того, Правительство Российской Федерации предоставило право распространить действие решений о снижении тарифов на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности").
Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 01.06.2011 N 377-э/3 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2011 год" Постановление N 337-э/1 было отменено и были установлены иные величины одноставочных и двухставочных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, применяемые в том числе для расчетов ОАО "Ивгорэлектросеть" с гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями и потребителями. В Постановлении N 377-э/3 указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Ответчик письмом от 11.07.2011 уведомил истца о выборе двухставочного тарифа, в связи с чем произвел оплату частично, рассчитав размер услуг по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу. Свою позицию об изменении назначений платежей ответчик мотивировал в письмах истцу, датированных 21.07.2011.
Сетевая организация не согласилась с доводами ответчика и в письме от 29.07.2011 N 01/4541 указала на недопустимость изменения в одностороннем порядке варианта тарифа в середине периода регулирования.
Истец с января по август 2011 года оказал ответчику услуги по передаче электроэнергии, на оплату которых выставил счета-фактуры. В связи с тем, что ответчик в установленный срок не уведомил истца о выбранном им варианте тарифа на 2011 год, истец рассчитал стоимость оказанных услуг по одноставочному тарифу, то есть тому же варианту тарифа, что применялся в расчетах между сторонами в предшествующий расчетный период регулирования. Величины тарифа, положенные истцом в основу расчета, установлены Постановлением N 377-э/3.
Неисполнение сбытовой организацией обязанности по оплате оказанных с января по август 2011 года услуг по передаче электроэнергии в полном объеме послужило поводом для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Спор между сторонами сводится к правомерности применения в расчетах одноставочного либо двухставочного тарифа.
В силу статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Заказчик обязан оплатить услуги, оказанные исполнителем, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Из пунктов 1 и 4 статьи 23.1, статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике устанавливаются в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, с учетом пункта 42 (далее - Правила N 861).
По общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (пункт 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).
В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в спорный период) тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении иных категорий потребителей, а также гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей;
- одноставочный тариф в расчете на один киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие указанных тарифов.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Из указанных правовых норм буквально следует, что потребитель услуг по передаче электроэнергии вправе выбирать вариант тарифа на очередной календарный год. Для реализации этого права потребитель должен письменно уведомить сетевую организацию о своем решении в течение одного месяца с даты принятия тарифного решения. В этом случае достаточно одностороннего волеизъявления потребителя услуг и баланс интересов сторон не нарушается. В последующем изменение варианта тарифа возможно только по взаимному соглашению сторон в порядке статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тарифное решение принято 01.06.2011. Письмо в сетевую организацию датировано ответчиком 11.07.2011 и сдано для отправки в почтовое отделение 15.07.2011. Таким образом, вопреки доводам заявителя, сбытовая организация не реализовала своего права на выбор тарифа в одностороннем порядке в установленный законом месячный срок с даты принятия тарифного решения, что является достаточным основанием для признания позиции сбытовой организации несостоятельной. Доводы заявителя о том, что срок следует исчислять с даты опубликования тарифного решения (17.06.2011) или его согласования с ФСТ России (15.06.2011) не соответствуют буквальному толкованию содержания пункта 64 Основ ценообразования. Кроме того, ни дата согласования, ни дата опубликования тарифного решения не препятствовали сбытовой организации своевременно рассчитать экономические последствия применения вариантов тарифа и уведомить о своем выборе сетевую организацию.
Окружной суд учитывает также и тот факт, что постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 01.06.2011 N 377-э/3 изменены в меньшую сторону величины всех тарифов, в том числе и по одноставочному тарифу.
При таких обстоятельствах сетевая организация обоснованно применила в расчетах с ответчиком одноставочный тариф. Расчет объема и стоимости проверен судебными инстанциями и признан правильным и ответчиком не оспорен. Доказательств оплаты имеющейся задолженности по оплате услуг ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, на основании чего суды правомерно взыскали со сбытовой организации задолженность в размере 1 948 887 рублей 75 копеек.
Прочие доводы заявителя не влияют на правильность принятых судебных актов и не являются основанием для их изменения или отмены.
С учетом изложенного принятые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 по делу N А17-4319/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ивгорэнергосбыт"
- без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Т.В. Синякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Из указанных правовых норм буквально следует, что потребитель услуг по передаче электроэнергии вправе выбирать вариант тарифа на очередной календарный год. Для реализации этого права потребитель должен письменно уведомить сетевую организацию о своем решении в течение одного месяца с даты принятия тарифного решения. В этом случае достаточно одностороннего волеизъявления потребителя услуг и баланс интересов сторон не нарушается. В последующем изменение варианта тарифа возможно только по взаимному соглашению сторон в порядке статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тарифное решение принято 01.06.2011. Письмо в сетевую организацию датировано ответчиком 11.07.2011 и сдано для отправки в почтовое отделение 15.07.2011. Таким образом, вопреки доводам заявителя, сбытовая организация не реализовала своего права на выбор тарифа в одностороннем порядке в установленный законом месячный срок с даты принятия тарифного решения, что является достаточным основанием для признания позиции сбытовой организации несостоятельной. Доводы заявителя о том, что срок следует исчислять с даты опубликования тарифного решения (17.06.2011) или его согласования с ФСТ России (15.06.2011) не соответствуют буквальному толкованию содержания пункта 64 Основ ценообразования. Кроме того, ни дата согласования, ни дата опубликования тарифного решения не препятствовали сбытовой организации своевременно рассчитать экономические последствия применения вариантов тарифа и уведомить о своем выборе сетевую организацию.
Окружной суд учитывает также и тот факт, что постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 01.06.2011 N 377-э/3 изменены в меньшую сторону величины всех тарифов, в том числе и по одноставочному тарифу."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июля 2012 г. N Ф01-2637/12 по делу N А17-4319/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14333/12
19.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14333/12
25.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2637/12
06.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1068/12
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-4319/11