Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей от заявителя: Чистяковой Л.В. (доверенность от 01.03.2012 N 01), от заинтересованного лица: Скрябиной М.С. доверенность от 02.04.2012 N 724),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Неруд" на решение Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2012, принятое судьей Зиновьевым А.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012, принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., по делу N А31-8008/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Альянс-Неруд" к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о признании недействительным отказа по внесению изменений в лицензионное соглашение и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Неруд" (далее - Общество, ООО "Альянс-Неруд") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - Департамент) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным ненормативного правового акта Департамента, выраженного в письме от 30.06.2011 N 1745, и возложении на Департамент обязанности по внесению изменений в условия лицензии, а именно: пункт 8.2 - не позднее 01.04.2012 составить и согласовать в установленном порядке проект проведения геологоразведочных работ на участке "Медениковское-2"; в срок не позднее 01.07.2012 выполнить пересчет запасов участка "Медениковское-2" и утвердить их в установленном порядке; пункт 8.3 - в срок не позднее 01.08.2012 составить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки и рекультивации участка строительного песка "Медениковское"; в срок не позднее 01.12.2012 внести изменения в проект разработки и рекультивации участка "Медениковское-2"; пункт 8.4. - в срок не позднее 01.05.2012 по результатам принятых решений оформить горный отвод в уточненных границах в Верхне-Волжском Управлении федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Ярославль), оформить в установленном порядке право пользования земельным участком для разработки месторождения, в срок не позднее 01.03.2013 внести изменения в проект горного отвода в уточненных границах с учетом разведанного участка "Медениковское-2".
Решением суда первой инстанции от 10.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 19.04.2012 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в силу пунктов 38 и 43 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент), Департамент наделен функцией по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр; действующим законодательством не предусмотрена возможность принятия решения о внесении изменений в условия лицензии после одобрения данного вопроса Советом по инвестициям. Общество полагает, что заявка о внесении изменений имела все обоснования, соответствующие законодательству и научно-техническим потребностям изучения и добычи строительного песка на Медениковском месторождении; оспариваемый отказ являлся незаконным и послужил изданию приказа об аннулировании лицензии, в связи с чем были нарушены права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.07.2009 Департамент выдал ООО "Альянс-Неруд" лицензию КОС N 80055ТЭ на право пользования недрами на геологическое изучение с попутной добычей строительного песка для собственных нужд и нужд других потребителей, по условиям которой пользование недрами осуществляется в 2 км юго-восточнее поселка Новый, в 1,5 км западнее деревни Костеницино (вблизи левой стороны обочины дороги) Кунцевского сельского округа Костромского района Костромской области.
Из лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами КОС N 80055ТЭ следует, что ООО "Альянс-Неруд", как пользователь недр, обязано: в срок не позднее 01.04.2010 составить и согласовать в установленном порядке проект проведения геологоразведочных работ, который подлежит регистрации в Федеральном государственном учреждении "Территориальный фонд информации по Центральному Федеральному округу" (далее - Учреждение), выполнить пересчет запасов участка "Медениковское" и утвердить их в установленном порядке (пункт 8.2); в срок не позднее 01.09.2010 составить и утвердить в установленном порядке технический проект разработки и рекультивации участка строительного песка "Медениковское" (пункт 8.4); в срок не позднее 01.11.2010 по результатам принятых решений оформить горный отвод в уточненных границах в Верхне-Волжском Управлении федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Ярославль), оформить в установленном порядке право пользования земельным участком для разработки месторождения (пункт 8.5.).
По инициативе Общества Департамент и ООО "Альянс-Неруд" 23.03.2010 подписали изменения и дополнения в условия лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами КОС N 80055 ТЭ, из которых следует, что сроки, установленные пунктом 8.2. лицензионного соглашения, были продлены до 01.10.2010 в части составления и согласования в установленном порядке проекта проведения геологоразведочных работ, который подлежит регистрации в Учреждении, до 01.12.2010 в части выполнения пересчета запасов участка "Медениковское" и утверждения их в установленном порядке; до 01.04.2011 продлены сроки, установленные пунктом 8.3 лицензионного соглашения; до 01.03.2011 продлены сроки, установленные пунктом 8.4.
Департамент и ООО "Альянс-Неруд" 08.02.2011 подписали изменения и дополнения в условия лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами КОС N 80055ТЭ, согласно которым пункт 8.2. лицензионного соглашения дополнен следующими положениями - "в срок не позднее 01.04.2011 составить и согласовать в установленном порядке проект проведения геологоразведочных работ на участке "Медениковское-2", который подлежит регистрации в Учреждении, в срок не позднее 01.07.2011 выполнить пересчет запасов участка "Медениковское-2" и утвердить их в установленном порядке"; пункт 8.3. лицензионного соглашения дополнен следующими положениями - "в срок не позднее 01.12.2011 внести изменения в проект разработки и рекультивации участка "Медениковское" с учетом разведанного участка "Медениковское-2"; пункт 8.4. лицензионного соглашения дополнен следующими положениями - "в срок не позднее 01.03.2012 внести изменения в проект горного отвода в уточненных границах с учетом разведанного участка "Медениковское-2".
Общество 03.06.2011 направило Департаменту письмо, в котором просило внести изменения в условия лицензионного соглашения на право пользования недрами КОС N 80055ТЭ в части продления сроков, установленных пунктами 8.2, 8.3 указанного лицензионного соглашения.
Письмом от 30.06.2011 Департамент сообщил Обществу, что лицензионное соглашение к лицензии на право пользования недрами КОС N 80055ТЭ составлено в соответствии с инвестиционным проектом ООО "Альянс-Неруд" "Пользование недрами с целью геологического изучения с попутной добычей песчаного материала участка "Медениковский" в Костромском районе Костромской области", который был рассмотрен и одобрен на заседании Совета по инвестициям при губернаторе Костромской области (протокол Совета по инвестициям от 08.07.2009 N 10), следовательно и предлагаемые изменения в лицензионном соглашении должны быть рассмотрены и одобрены на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области; после одобрения на Совете по инвестициям при губернаторе Костромской области Департамент внесет представленные изменения в лицензионное соглашение.
Общество 19.12.2011 направило Департаменту заявление о внесении изменений в пункт 8.4 лицензионного соглашения, в котором сослалось на противоречивость правового регулирования подготовки и согласования проектной документации с точки зрения применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и приказа Минприроды Российской Федерации от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья".
Департамент письмом от 18.01.2012 сообщил Обществу о принятом решении об отказе во внесении изменений в пункт 8.4 лицензионного соглашения, из которого следует, что в лицензионное соглашение к лицензии КОС N 80055ТЭ дважды вносились изменения. Последние изменения в лицензионное соглашение были внесены 04.02.2011 и касались переноса сроков работ и необходимых согласований, в том числе изменений пункта 8.4 лицензионного соглашения. Данные изменения были внесены после вступления в силу нормативных правовых актов, на которые ссылается ООО "Альянс-Неруд".
Посчитав, что в письмах Департамента от 30.06.2011 и от 18.01.2012 содержится неправомерный отказ во внесении изменений в лицензионное соглашение, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 11, 12, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). При этом суд исходил из того, что внесение изменений в лицензию является правом, а не обязанностью Департамента; указание Департамента на необходимость обращения заявителя в Совет по инвестициям при губернаторе Костромской области само по себе какого-либо правового значения не имеет и права Общества не нарушает; Департамент имел законные основания для отказа во внесении изменений в лицензионное соглашение, поэтому в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
На основании пункта 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Следовательно, законодательство не устанавливает обязанность органа, предоставившего лицензию, вносить изменения в условия лицензии на пользование недрами. Условия лицензии могут быть пересмотрены при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. При этом обязанность по представлению доказательств наличия таких обстоятельств в орган, предоставивший лицензию, лежит на недропользователе.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия КОС N 80055ТЭ на право пользования недрами на геологическое изучение с попутной добычей строительного песка для собственных нужд и нужд других потребителей. Приложением к указанной лицензии является лицензионное соглашение, в котором установлены сроки разработки проекта проведения геологоразведочных работ, пересчета запасов, разработки технического проекта разработки и рекультивации участка "Медениковское". Указанные сроки по инициативе Общества дважды продлялись на основании дополнительных соглашений от 23.08.2010 и от 08.02.2011 к лицензионному соглашению. 03.06.2011 ООО "Альянс-Неруд" вновь обратилось в Департамент с заявлением о продлении сроков, установленных пунктами 8.2 и 8.3 лицензионного соглашения, сославшись на то, что в ходе опытно-промышленной разработки на месторождении, эксплуатационной разведки выяснилось, что участок недр имеет сложное геологическое строение, большие перепады мощности вскрышных пород, сильную изменчивость качества материала, что требует проведение дополнительных геологоразведочных работ по участку "Медениковское".
Вместе с тем суды установили, что обстоятельства, на которые ссылалось Общество в указанном письме, были известны заявителю как при подписании лицензионного соглашения, так и на момент обращений в Департамент за внесением изменений в лицензию в марте 2010 и феврале 2011 года.
ООО "Альянс-Неруд", обращаясь 19.12.2011 в Департамент с заявлением о внесении изменений в пункт 8.4 лицензионного соглашения, сослалось на противоречивость правового регулирования подготовки и согласования проектной документации с точки зрения применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и приказа Минприроды Российской Федерации от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья".
Однако указанные противоречия также не свидетельствуют о возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, поскольку о существовании названных правовых актов заявителю было известно как на момент получения лицензии, так и на момент обращения с заявлениями о внесении изменений в лицензионное соглашение.
Таким образом, вывод судов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых Обществу была предоставлена лицензия КОС N 80055ТЭ на право пользования недрами, является верным.
Ссылка ООО "Альянс-Неруд" на то, что действия Департамента, выразившиеся в отказе во внесении изменений в условия лицензионного соглашения, создают препятствия в осуществлении заявителем предпринимательской деятельности, несостоятельна в силу следующего.
В рассматриваемом случае суды установили, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых Обществу была предоставлена лицензия КОС N 80055ТЭ на право пользования недрами, в связи с чем отказ во внесении изменений в лицензионное соглашение не нарушал права и законные интересы заявителя.
Довод заявителя о том, что им выполнены действия в целях выполнения требований, содержащихся в пунктах 8.2, 8.3 лицензионного соглашения со ссылкой на заключение договоров, обеспечивающих выполнение требований лицензионного соглашения, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно условиям договора от 30.03.2011 N 25/2011, заключенного ООО "Альянс-Неруд" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ГЕОНЕРУД" (исполнитель), заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность по выполнению работ по составлению проекта проведения геологоразведочных работ на участке недр "Медениковское-2" Костромского района Костромской области (пункт 1.1). Исполнитель принимает на себя обязанность по выполнению работ в срок до двух месяцев с момента представления технического задания и материалов топосъемочных работ на участке недр "Медениковское-2" (пункт 3.1).
По условиям договора от 07.02.2011 N 85, заключенного между ООО "Альянс-Неруд" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Северный экспертный центр" (исполнитель) заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность по выполнению работ по составлению проекта разработки и рекультивации месторождения "Медениковское" (пункт 1.1). Исполнитель обязан выполнить работу в течение 6 календарных месяцев (пункт 2.2.1).
Следовательно, заключение данных договоров не может свидетельствовать о выполнении условий, указанных в пунктах 8.2, 8.3 лицензионного соглашения, поскольку дата окончания срока выполнения работ по договорам выходит за пределы сроков, определенных в названных пунктах лицензионного соглашения.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый отказ Департамента соответствовал действующему законодательству и не нарушал права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 10.02.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А31-8008/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Неруд" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Неруд".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альянс-Неруд" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 07.06.2012 N 1895017298.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
На основании пункта 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
...
ООО "Альянс-Неруд", обращаясь 19.12.2011 в Департамент с заявлением о внесении изменений в пункт 8.4 лицензионного соглашения, сослалось на противоречивость правового регулирования подготовки и согласования проектной документации с точки зрения применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и приказа Минприроды Российской Федерации от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2012 г. N Ф01-3158/12 по делу N А31-8008/2011