Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителя от заинтересованного лица: Горевой Н.С. (доверенность от 12.05.2010 N 04-05/16),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экоземпроект" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А29-7923/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экоземпроект" о признании недействительным (незаконным) решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сыктывкару от 24.06.2011 N 2270 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экоземпроект" (далее - ООО "Экоземпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сыктывкару (далее - ответчик, Инспекция, регистрирующий орган) от 24.06.2011 N 2270 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Решением суда от 13.01.2012 заявленные требования удовлетворено, оспариваемое решение регистрирующего органа признано недействительным, суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения сведений в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ликвидации ООО "Экоземпроект".
Постановлением апелляционного суда от 17.04.2012 указанное решение отменено, ООО "Экоземпроект" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Экоземпроект" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статью 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не применил подлежащие применению пункт 4 статьи 5 и пункт 4.1. статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), неправильно истолковал пункт 1 статьи 23 указанного закона; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество обращает внимание суда на то, что представило в регистрирующий орган все документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Закон о государственной регистрации не содержит положений, обязывающих Инспекцию проверять представленные документы на предмет достоверности содержащихся в них сведений. Инспекция не доказала, что ликвидатору Общества было предъявлено денежное требование на момент составления промежуточного и окончательного ликвидационного баланса; акт, оформленный по результатам выездной налоговой проверки Общества, не означает, что указанные в ликвидационном балансе сведения недостоверны и не является основанием для возникновения обязанности по уплате налогов. Суд апелляционной инстанции неправомерно принял к рассмотрению дополнение Инспекции к апелляционной жалобе, поскольку регистрирующий орган не направлял его Обществу. Таким образом, суд нарушил статьи 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, указали на законность обжалуемого судебного акта.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.08.2012.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Экоземпроект" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 1061101013654.
На собрании участников Общества 09.03.2011 принято решение о его ликвидации, ликвидатором назначена Малькова Э.А.
Регистрирующим органом 10.03.2011 получено уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора по форме Р15002.
Инспекция 16.03.2011 внесла в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, что подтверждается выданными свидетельствами.
Малькова Э.А. 18.03.2011 подала заявление о публикации уведомления о ликвидации ООО "Экоземпроект", которое было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 30.03.2011 N 12 (319) часть 1.
Инспекция вынесла решение от 19.04.2011 N 92 о проведении в отношении Общества выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства. С данным решением ликвидатор Общества Малькова Э.А. ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись. По итогам указанной проверки составлен акт от 27.05.2011 N 13-08/10, согласно которому установлена неуплата налогов в сумме 36 734 204 рублей за период с 2008 по 2010 годы.
Собранием участников Общества 31.05.2011 принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, уведомление о котором по форме Р15003 было получено регистрирующим органом в этот же день.
В Инспекцию 01.06.2011 представлен ликвидационный баланс с заявлением о ликвидации юридического лица по форме Р16001. Согласно названному балансу кредиторская задолженность по налогам перед бюджетом у ООО "Экоземпроект" отсутствует.
Уведомлением от 07.06.2011 N 05-08 Инспекция сообщила Обществу об оставлении документов полученных для внесения сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса без рассмотрения в связи с исполнением предостережения прокуратуры города Сыктывкара от 02.06.2011 N 07-04-2011 об осуществлении регистрационных действий, связанных с завершением ликвидации ООО "Экоземпроект", и принятием обеспечительных мер в виде запрета совершения регистрационных действий.
Уведомлением от 08.06.2011 N 05-08 Инспекция сообщила заявителю об оставлении документов, полученных для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, без рассмотрения по аналогичной причине.
Решением от 24.06.2011 Инспекцией отказано Обществу во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации по причине того, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс.
Посчитав отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией незаконным, ООО "Экоземпроект" обратилось в арбитражный суд.
Отменив решение суда первой инстанции и отказав в удовлетворении заявленного требования, апелляционный суд руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 61 - 64 ГК РФ, статьями 1, 2, 4, 11, 12, 14, 21, 22, 23 Закона о государственной регистрации, статьями 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и пришел к выводам, что в период осуществления ликвидационных процедур ООО "Экоземпроект" имело непогашенную задолженность, его ликвидационный баланс не являлся достоверным, следовательно, Инспекция правомерно отказала в регистрации Общества в связи с его ликвидацией.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона о государственной регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу статьи 4 Закона единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, входящим в федеральную информационную систему.
В соответствии со статьями 4, 12, 14 Закона о государственной регистрации, статьями 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в единый государственный реестр юридических лиц подлежит внесению достоверная информация.
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 - 64 ГК РФ.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
При этом сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Суд апелляционной инстанции установил, что ликвидатором были представлены в регистрирующий орган заявление о ликвидации (по решению учредителей или иного органа) по форме Р16001, документ об уплате государственной пошлины и ликвидационный баланс.
В указанном ликвидационном балансе не была отражена задолженность Общества по налогам перед бюджетом, выявленная Инспекцией по результатам проведения в отношении ООО "Экоземпроект" выездной налоговой проверки в период осуществления ликвидационных процедур в размере 36 734 204 рублей, которая образовалась за период с 2008 по 2010 годы.
Довод Общества об отсутствии у ликвидатора Общества сведений о наличии задолженности по налогам в момент представления сведений в регистрирующий орган рассмотрен апелляционным судом и правомерно отклонен.
В рассматриваемом случае, как установил суд, ликвидатор ООО "Экоземпроект" Малькова Э.А. 19.04.2011 была уведомлена о принятии Инспекцией решения о проведении выездной налоговой проверки. Ликвидатор представил в Инспекцию заявление о проведении выездной налоговой проверки в налоговом органе в связи с невозможностью организовать проведение проверки по месту нахождения организации. Данная проверка была проведена в период осуществления ликвидационных процедур и до представления в регистрирующий орган промежуточного и окончательного ликвидационного баланса.
Уведомлением от 17.05.2011 N 13-08/305 Инспекция предложила Мальковой Э.А. прибыть в Инспекцию 27.05.2011 для подписания и получения акта выездной налоговой проверки, указав в уведомлении, что в случае неявки акт будет направлен по почте заказным письмом. Уведомление было направлено ликвидатору, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с неявкой ликвидатора в Инспекцию в указанное время 27.05.2011 акт был составлен без участия представителя Общества и направлен по его юридическому адресу, а также по известным адресам ликвидатора. В связи с неполучением заказных писем ответчика, 30.05.2011 сотрудники регистрирующего органа выезжали по адресу регистрации Мальковой Э.А., однако дверь никто не открыл, о чем в присутствии понятых был составлен соответствующий акт.
Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что Инспекция приняла необходимые и достаточные меры по вызову ликвидатора ООО "Экоземпроект" для составления акта налоговой проверки, а также для его последующего вручения.
В акте от 27.05.2011 N 13-08/10, составленным по результатам выездной налоговой проверки, выявлена задолженность в сумме 36 734 204 рублей, образовавшаяся в 2008 - 2010 годы, то есть до принятия Обществом решения о ликвидации.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ООО "Экоземпроект" имелась непогашенная задолженность, выводы апелляционного суда о том, что ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не являлся достоверным, материалам дела не противоречит. Следовательно, Инспекция правомерно отказала в регистрации Общества в связи с его ликвидацией.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А29-7923/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоземпроект" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Экоземпроект".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экоземпроект" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по чек-ордеру от 13.06.2012 N 30.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
При этом сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов. Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2012 г. N Ф01-3232/12 по делу N А29-7923/2011