Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.02.2012, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А38-7349/2011 по заявлению закрытого акционерного общества Племзавод "Семеновский" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о признании незаконным решения и установил:
закрытое акционерное общество Племзавод "Семеновский" (далее - Общество, ЗАО ПЗ "Семеновский") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 30.11.2011 N 11-5069 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Управление) об отказе в предоставлении в собственность находящихся в федеральной собственности земельных участков: площадью 6867 квадратных метров, кадастровый номер 12:04:0140102:53, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в центральной части кадастрового квартала; площадью 2 739 215 квадратных метров, кадастровый номер 12:04:0140102:64, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в северо-западной части кадастрового квартала; площадь 8449 квадратных метров, кадастровый номер 12:04:0140105:37, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в юго-западной части кадастрового квартала; площадь 7 695 051 квадратный метр, кадастровый номер 12:04:0140101:33, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в центральной части кадастрового квартала, и об обязании принять решение о предоставлении в собственность указанных земельных участков.
Решением от 15.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь на пункт 2, подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, пункт 1.1.6 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 207 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Республике Марий Эл функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Управление указывает, что оно осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, только по поручению центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Управление совершило все необходимые действия для получения соответствующего поручения. Суды не учли, что в соответствии с порядком продажи земельных участков, утвержденным Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц в случае, если площадь земельных участков превышает один гектар, принимает центральный аппарат Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Земельный участок с кадастровым номером 12:04:0140101:33 относится к заливным лугам и используется в целях выпаса скота и сенокошения, следовательно, может быть предоставлен Обществу только на праве аренды.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило против доводов жалобы; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
ТУ Росимущества заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО ПЗ "Семеновский" является правопреемником Госплемзавода "Семеновский", которому для сельскохозяйственного использования предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, общая площадь 6079 гектаров, в том числе сельскохозяйственные угодья - 5672 гектара, прочие угодья - 407 гектаров.
По инициативе собственника Управление разделило указанный земельный участок на отдельные земельные участки. Таким образом, на основании свидетельства о праве собственности на землю, владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.01.1993 N 38 ЗАО ПЗ "Семеновский" владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования находящимися в федеральной собственности земельными участками: площадью 6867 квадратных метров, кадастровый номер 12:04:0140102:53, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в центральной части кадастрового квартала; площадью 2 739 215 квадратных метров, кадастровый номер 12:04:0140102:64, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в северо-западной части кадастрового квартала; площадью 8449 квадратных метров, кадастровый номер 12:04:0140105:37, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в юго-западной части кадастрового квартала; площадью 7 695 051 квадратный метр, кадастровый номер 12:04:0140101:33, расположен по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в центральной части кадастрового квартала.
ЗАО ПЗ "Семеновский" 16.09.2011 обратилось в Управление с заявлением о переоформлении прав на земельные участки и предоставлении их в собственность, приложив комплект документов, определенный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
Управление направило заявление ЗАО ПЗ "Семеновский" и приложенные документы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, не приняв решение о предоставлении Обществу в собственность земельных участков и не направив Обществу проекты договоров купли-продажи.
Письмом от 30.11.2011 N 11-5069 уполномоченный орган уведомил Общество об отказе в приватизации испрашиваемых земельных участков и возвратил пакет документов для устранения замечаний, указанных в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.11.2011 N ПП-10/36072.
Полагая, что изложенное в письме от 30.11.2011 N 11-5069 решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 4 статьи 200, частями 2 и 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, статьями 9, 29, 36, 61 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве), Положением о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно нее.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, указано, что Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Республики Марий Эл, является Управление, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении в собственность данных земельных участков, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Довод Управления со ссылкой на порядок продажи земельных участков, утвержденный Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, о том, что с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц принимается непосредственно центральным аппаратом Росимущества в случае, если площадь земельного участка превышает один гектар, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств утверждения Росимуществом такого порядка материалы дела не содержат; письмо Росимущества от 08.04.2010 N ПП-10/8606, как правильно указал суд первой инстанции, является внутренним документом, устанавливающим порядок взаимоотношений между Росимуществом и его территориальными органами, и не является нормативным правовым актом. Кроме того, из указанного письма не следует, что территориальные органы полностью лишены права принятия соответствующих решений.
Ссылка Управления на то, что земельный участок с кадастровым номером 12:04:0140101:33 относится к заливным лугам и используется в целях выпаса скота и сенокошения, следовательно, может быть предоставлен Обществу только на праве аренды, окружным судом отклоняется.
Данный довод Управлением в судебных инстанциях не заявлялся, также как данные обстоятельства не являлись основанием для отказа в предоставлении Обществу земельных участков в собственность, а на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе исследовать новые обстоятельства и доказательства по делу.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, суд округа не выявил.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.02.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 по делу N А38-7349/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.02.2012, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А38-7349/2011 по заявлению закрытого акционерного общества Племзавод "Семеновский" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о признании незаконным решения и установил:
...
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 решение оставлено без изменения.
...
ЗАО ПЗ "Семеновский" 16.09.2011 обратилось в Управление с заявлением о переоформлении прав на земельные участки и предоставлении их в собственность, приложив комплект документов, определенный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
...
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2012 г. N Ф01-3373/12 по делу N А38-7349/2011