Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей от заявителя:
Лебедева Д.Л. (доверенность от 04.06.2012 N Д-ЯР-18-140), Колосовой А.С. (доверенность от 04.06.2012 N Д-ЯР-18-145),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2011, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012, принятое судьями Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., Кононовым П.И., по делу N А82-11994/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о привлечении к административной ответственности и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК Центра", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 03.10.2011 N 03-07/22-11 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 13 982 197 рублей 03 копеек.
Решением суда от 27.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 решение суда оставлено без изменения.
ОАО "МРСК Центра" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды не применили подлежащую применению часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что Управление неправильно определило размер выручки в целях исчисления административного штрафа, исчислив его от суммы выручки Общества, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии, что повлекло назначение наказания ниже низшего предела, установленного санкцией статьи 14.31 КоАП РФ. Штраф необходимо было исчислять исходя из суммы выручки, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии и по осуществлению технологического присоединения. В связи с этим постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей не направило.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 08.08.2012 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Центра" оказывает услуги по передаче электрической энергии; через свои филиалы и представительства осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащим ему сетям, в том числе в пределах Ярославской области.
Капитонова Е.А. (абонент) и открытое акционерное общество "Ярославская сбытовая компания" (далее - ОАО "Ярославская сбытовая компания") заключили договор электроснабжения бытового абонента от 13.08.2007.
По условиям договора (пункт 2.1.1) ОАО "Ярославская сбытовая компания" обязуется обеспечить подачу электроэнергии в количестве, необходимом абоненту, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным действующим законодательством.
Передача электрической энергии Капитоновой Е.А. осуществляется в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 25.12.2008 N ЯЭ-00/650-08, заключенного между ОАО "Ярославская сбытовая компания" (заказчиком) и ОАО "МРСК Центра" (исполнителем).
В соответствии с пунктом 3.3 договора исполнитель обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть и (или) в сеть ТСО, от точек приема и до точек поставки в пределах заявленной мощности. Качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать техническим регламентам и обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).
Следовательно, ОАО "МРСК Центра" обязано осуществлять передачу электрической энергии Капитоновой Е.А. в соответствии с техническими параметрами.
Согласно заявке Капитоновой Е.А. от 04.10.2009 на опоре N 16 по улице Центральной в селе Устье проведен замер напряжения в электроустановке. Согласно протоколу замера напряжение у потребителя составило 190 В вместо предусмотренных 220 В.
Капитонова Е.А. обратилась в ОАО "МРСК Центра" с заявлением от 10.11.2009 об устранении недостатков на сетях Общества, вследствие которых понизилось качество электрической энергии. Ответ о принятых мерах предлагалось направить по обратному адресу в течение месяца. Указанное заявление было получено ОАО "МРСК Центра" 16.11.2009.
Общество в письме от 25.01.2010 N МРСК-ЯР-Я/27 сообщило, что по результатам замеров уровень напряжения у потребителя не соответствует обязательным требованиям; для приведения уровня напряжения к нормативному показателю соответствующие работы будут выполнены в срок до 01.03.2010. Фактически работы проведены 22.03.2010.
Капитонова Е.А. направила в Управление заявление от 29.01.2010 на действия Общества, ущемляющие ее интересы в связи с поставкой электрической энергии низкого качества и непринятием мер по устранению данного нарушения.
Решением от 06.10.2010 антимонопольный орган признал Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). Нарушение выразилось в затягивании процесса по устранению недостатков на электрических сетях (в селе Устье) (с октября 2009 по март 2010 года) и несвоевременном ответе на письмо заявителя (от 10.11.2009), а также в бездействии по невыполнению обязанности содержать свое имущество (объекты электросетевого хозяйства в селе Устье).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.04.2011 по делу N А82-14277/2010 решение Управления признано законным.
На основании решения от 06.10.2010 Управление возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 КоАП РФ (определение от 29.03.2011 N 03-07/22-11), составило протокол об административном правонарушении от 28.04.2011.
По результатам рассмотрения дела ОАО "МРСК Центра" назначено наказание в виде штрафа в размере трех тысячных от суммы выручки Общества от оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Ярославской области, что составило 13 982 197 рублей 03 копейки.
Общество не согласилось с данным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 2.9, 4.1, 4.2, 14.31 КоАП РФ, статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ, статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", статьями 26, 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", пунктом 65 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, суд первой инстанции и апелляционный суд отказали в удовлетворении заявленного требования. Суды пришли к выводам о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения и назначении ему наказания в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ, об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу и о невозможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
ОАО "МРСК Центра" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в Ярославской области на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах, охваченных присоединенной сетью.
Факт злоупотребления Обществом доминирующим положением судами установлен, подтвержден материалами дела, в том числе решением Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-14277/2010.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований антимонопольного законодательства, а также свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях ОАО "МРСК Центра" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
Аргументам заявителя о том, что имелись основания для признания совершенного правонарушения малозначительным, о несущественном ущемлении интересов потребителя, а также о необходимости уменьшения размера штрафа с учетом смягчающих ответственность обстоятельств судами дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в процентах от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Довод ОАО "МРСК Центра" о том, что размер подлежащего взысканию штрафа необходимо было определять исходя из суммы выручки, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии и по осуществлению технологического присоединения, судами рассмотрен и обоснованно отклонен.
Как видно из материалов дела и установили суды, нарушение ОАО "МРСК Центра" допущено на рынке услуг по передаче электрической энергии (решение антимонопольного органа от 06.10.2010 по делу N 03-03/62-10).
Наказание назначено Обществу в виде штрафа в размере трех тысячных суммы выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Ярославской области за 2009 год (4 660 732 342 рублей 09 копеек), что составляет 13 982 197 рублей 03 копейки. Сумма штрафа исчислена Управлением на основании предоставленной Обществом информации 24.05.2011 N МРСК-ЯР/18/2486.
Таким образом, наказание назначено в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ.
То обстоятельство, что в размер выручки для исчисления штрафа не была включена сумма выручки от услуг по технологическому присоединению, как составляющая рынка по передаче электрической энергии, в данном случае не свидетельствует о неправильном назначении наказания.
Как обоснованно указал апелляционный суд, при исчислении размера штрафа по правилам пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ принимается сумма выручки правонарушителя от реализации определенной услуги, на рынке которой совершено административное правонарушение. Соответственно, выручка от реализации услуги для исчисления штрафа в конкретных ситуациях может быть меньше, чем вся выручка на товарном рынке, определенном в целях установления нарушения антимонопольного законодательства по статье 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Применив низший предел штрафа, антимонопольный орган не нарушил баланс интересов государства и хозяйствующего субъекта.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела, в частности того, что противоправное действие совершено Обществом при оказании услуг по передаче электрической энергии присоединенному потребителю, а также финансового положения заявителя и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, апелляционный суд сделал правильный вывод, что Управление не нарушило правила определения размера штрафа.
Размер штрафа соответствует санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ, конституционному принципу справедливости наказания, обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, не ухудшает положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.05.2012 по делу N А82-11994/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Санкция статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в процентах от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
...
Наказание назначено Обществу в виде штрафа в размере трех тысячных суммы выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Ярославской области за 2009 год (4 660 732 342 рублей 09 копеек), что составляет 13 982 197 рублей 03 копейки. Сумма штрафа исчислена Управлением на основании предоставленной Обществом информации 24.05.2011 N МРСК-ЯР/18/2486.
Таким образом, наказание назначено в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ.
...
Как обоснованно указал апелляционный суд, при исчислении размера штрафа по правилам пункта 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ принимается сумма выручки правонарушителя от реализации определенной услуги, на рынке которой совершено административное правонарушение. Соответственно, выручка от реализации услуги для исчисления штрафа в конкретных ситуациях может быть меньше, чем вся выручка на товарном рынке, определенном в целях установления нарушения антимонопольного законодательства по статье 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
...
Размер штрафа соответствует санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ, конституционному принципу справедливости наказания, обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, не ухудшает положения лица, привлекаемого к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2012 г. N Ф01-3110/12 по делу N А82-11994/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16616/12
03.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16616/12
15.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3110/12
17.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-540/12
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-11994/11