Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Базилевой Т.В., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Семенищева Александра Васильевича на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2012, принятое судьей Полицинским В.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012, принятое судьями Хоровой Т.В., Караваевой А.В., Черных Л.И., по делу N А29-9801/2011 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми к индивидуальному предпринимателю Семенищеву Александру Васильевичу о взыскании 1039 рублей 20 копеек штрафа и установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Семенищева Александра Васильевича (далее - ИП Семенищев А.В., Предприниматель) 1039 рублей 20 копеек штрафа, начисленного по решению от 26.05.2011 N 312.
Решением суда от 13.03.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 решение суда оставлено без изменения.
ИП Семенищев А.В. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379-ФЗ), статью 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), нарушили статью 10, часть 3 статьи 15, часть 9 статьи 66, статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
По мнению Предпринимателя, Пенсионный фонд не исполнил требования о представлении документов, указанных в определениях судов, поэтому суды первой и апелляционной инстанции должны были наложить на заявителя судебные штрафы. С 01.01.2012 отменена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять в Пенсионный фонд сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах и о страховом стаже. Семенищев А.В. не является страхователем и не обязан представлять такие сведения в Пенсионный фонд ежегодно до 1 марта. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Пенсионный фонд отзыв на кассационную жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность оспариваемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, при проведении проверки соблюдения Предпринимателем требований статьи 11 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд установил, что ИП Семенищев А.В. не представил сведения за 2010 год, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
По результатам проверки Пенсионный фонд составил акт от 26.04.2011 и принял решение от 26.05.2011 N 312 о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1039 рублей 20 копеек.
Неисполнение Семенищевым А.В. требования от 29.06.2011 N 224 об уплате указанной суммы штрафа послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 8, 11, 17 Закона N 27-ФЗ, статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьями 2, 7, 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об обоснованном привлечении Предпринимателя к ответственности, при этом снизил размер подлежащих взысканию штрафных санкций до 500 рублей.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 379-ФЗ с 01.01.2012 утратили силу пункты 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы).
Таким образом, обязанность указанных лиц представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующие сведения (документы) с 01.01.2012 отменена.
Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, то после 31.12.2011 взыскание штрафов, наложенных за предыдущие годы, не может быть произведено в неисполненной части.
В рассматриваемом случае решение Управления от 26.05.2011 N 31 по состоянию на 01.01.2012 не было исполнено.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для удовлетворения требования Пенсионного фонда о взыскании с Предпринимателя штрафных санкций.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права, а исковые требования Пенсионного фонда - оставлению без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Семенищева Александра Васильевича удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 по делу N А29-9801/2011 отменить.
В удовлетворении требования, заявленного Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми, отказать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 379-ФЗ с 01.01.2012 утратили силу пункты 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в названных нормах сведения (документы)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 августа 2012 г. N Ф01-3754/12 по делу N А29-9801/2011