Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Щелчкова Н.М. (доверенность от 04.04.2012), от заинтересованного лица: Смирновой Г.А. (удостоверение от 30.03.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - закрытого акционерного общества "Костромская хлопкопрядильная мануфактура" на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012, принятое судьей Денисенко Л.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012, принятое судьями Кононовой П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А31-12001/2011 по иску закрытого акционерного общества "Костромская хлопкопрядильная мануфактура" к администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконными действий,
третьи лица - Соколов Геннадий Михайлович, Лебедева Татьяна Тимофеевна, и установил:
закрытое акционерное общество "Костромская хлопкопрядильная мануфактура" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (далее - Администрация), выразившихся в отказе утвердить схему расположения земельного участка площадью 4,5 гектара, расположенного по адресу: Костромская область, Красносельский район, деревня Иконниково, кадастровый номер 44:08:074503:96, и об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем утверждения и выдачи схемы расположения указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Соколов Геннадий Михайлович (далее - Соколов Г.М.), Лебедева Татьяна Тимофеевна (далее - Лебедева Т.Т.).
Решением суда от 16.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.06.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению Общества, апелляционный суд неправильно применил части 1 - 3 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), выводы судов не соответствуют материалам дела. Спорные земельные участки не граничат между собой, имеют разные кадастровые номера и относятся к разным кадастровым кварталам; право постоянного бессрочного пользования Общества земельным участком площадью 4,5 гектара подтверждено постановлением Губернатора Костромской области от 23.12.2005 N 795 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель на территории Костромской области", свидетельством и выпиской из государственного кадастра недвижимости; суды ошибочно посчитали установленным наличие прав третьих лиц на объекты недвижимого имущества.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третьи лица в отзывах не согласились с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, и заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Красносельского района от 26.06.1994 N 125 Общество владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для пионерского лагеря "Радуга" площадью 4,5 гектара, о чем выдано свидетельство от 01.07.1994 N 4269. Свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 16.02.2011 N 4400/201/11-4401 земельный участок площадью 45 000 квадратных метров имеет кадастровый номер 44:08:074503:96, расположен по адресу: Костромская область, Красносельский район; разрешенное использование - для размещения оздоровительного лагеря "Радуга", правообладатель - Общество, вид права - постоянное бессрочное пользование; в соответствии с требованиями земельного законодательства граница земельного участка не установлена.
Общество (продавец) и Соколов Г.М. (покупатель) заключили договор продажи недвижимого имущества от 11.04.1998, по условиям которого продавец передал покупателю имущество, принадлежащее Обществу, находящееся на территории пионерского лагеря "Радуга", расположенного по адресу: Костромская область, Красносельский район, в следующем составе: жилой дом; склады; водокачка (пункт 1 договора).
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Костромской области выдало свидетельство о государственной регистрации права от 19.02.2004 N 233645 на имя Соколова Г.М. Объект права - жилой дом, общая площадь: 104,1 квадратного метра, площадь - 66,4 квадратного метра, в том числе жилая площадь - 56,5 квадратного метра, инвентарный N 3516, литера А, пристройка, литера А, склады, баня, водокачка, расположен по адресу: Костромская область, Красносельский район, деревня Иконниково, 59.
В соответствии с распоряжением главы самоуправления Красносельского района Костромской области от 25.03.2004 N 180 Соколову Г.М. в собственность бесплатно предоставлен земельный участок из земель поселений площадью 2400 квадратных метров для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания жилого дома.
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Костромской области выдало свидетельство о государственной регистрации права от 13.05.2004 N 243671 на имя Соколова Г.М. Объект права - земельный участок, категория земель - земли поселений; целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания жилого дома, общая площадь -2400 квадратных метров, адрес: Костромская область, Красносельский район, деревня Иконниково, 59, кадастровый номер 44:08:07 17 01:0056.
11.04.1998 Общество (продавец) и Лебедева Т.Т. (покупатель) заключили договор продажи недвижимого имущества, по условиям которого продавец передал покупателю имущество (жилой дом, летняя кухня), принадлежащее Обществу, находящееся на территории пионерского лагеря "Радуга", расположенного по адресу: Костромская область, Красносельский район.
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Костромской области выдало Лебедевой Т.Т. свидетельство о государственной регистрации права от 19.02.2004 N 233908. Объект права - жилой дом с пристройкой, общая площадь - 74,1 квадратного метра, площадь - 54,1 квадратного метра, в том числе жилая площадь - 27,6 квадратного метра, инвентарный N 3517, литера А; адрес: Костромская область, Красносельский район, деревня Иконниково, дом 61.
25.03.2004 Администрация (продавец) и Лебедева Т.Т. (покупатель) заключили договор продажи земельного участка, по условиям которого продавец передал в собственность покупателю земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 44:08:07 17 01:0055, находящийся по адресу: Костромская область, Красносельский район, деревня Иконниково, дом 61, общей площадью 1905 квадратных метров.
Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Костромской области выдало Лебедевой Т.Т. свидетельство о государственной регистрации права от 13.05.2004 N 243956. Объект права - земельный участок, общая площадь 1905 квадратных метров, целевое назначение - для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания жилого дома, адрес - Костромская область, Красносельский район, деревня Иконниково, дом 61, кадастровый номер объекта 44:08:07 17 01:0055.
Право собственности на земельные участки и жилые дома указанных лиц в установленном законом порядке Обществом не оспорено.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 27.10.2011 N 77 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 44:08:074503:96 на кадастровом плане территории от 29.08.2011 N 4400/201/11-31402 в кадастровом квартале 44:08:074503 по адресу: Костромская область, Красносельский район, на основании кадастрового плана территории от 29.08.2011 N 4400/201/11-31402, от 29.09.2011 N 4400/201/11-36099 и пояснительной записки генерального директора ООО "ФЮК "Архангел" Цыплакова А.В. от 11.10.2011.
Администрация письмом от 01.11.2011 N 2147 сообщила заявителю о невозможности согласования представленной схемы расположения земельного участка ввиду того, что в пределах границ рассматриваемого земельного участка находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Соколову Г.М. и Лебедевой Т.Т.
Отказ Администрации в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 20 и 36 Земельного кодекса, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 39 и 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводам о том, что заявитель не доказал наличия права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и не согласовал границы земельного участка со смежными землепользователями.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь теми же нормами права, а также статьей 28 Земельного кодекса и статьями 35 - 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указал, что у заявителя отсутствовали правовые основания для обращения в Администрацию с заявлением о выдаче схемы расположения спорного земельного участка
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.07.2011) установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса).
По смыслу названной нормы схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
Как видно из материалов дела и установили суды, земельный участок, схему расположения которого просило выдать Общество, поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 44:08:074503:96.
Границы земельного участка, необходимого заявителю для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, могут быть определены без предварительной выдачи Администрацией схемы расположения указанного земельного участка в результате проведения межевых работ в порядке, предусмотренном в статьях 35 - 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Для проведения таких работ и определения границ земельного участка на межевом плане в силу части 1 статьи 38 названного закона достаточно наличия кадастровой выписки о данном земельном участке.
Следовательно, вывод апелляционного суда о том, что оспариваемый отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не нарушает прав и законных интересов Общества, обоснован.
В материалах дела отсутствуют доказательства проведения Обществом межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:08:074503:96 с целью определения его границ, в том числе согласования их со смежными землепользователями - Соколовым Г.М. и Лебедевой Т.Т. В частности, заявителем не представлен соответствующий межевой план, подтверждающий согласование и определение границ названного земельного участка.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Администрации не имелось предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для выдачи Обществу схемы земельного участка.
Доводы Общества о незаключенности и недостоверности договоров купли-продажи, подписанных между Обществом и третьими лицами, отклоняются судом округа, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, право собственности Соколова Г.М. и Лебедевой Т.Т. на земельные участки и жилые дома Обществом не оспорено.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А31-12001/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Костромская хлопкопрядильная мануфактура" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на закрытое акционерное общество "Костромская хлопкопрядильная мануфактура".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса).
По смыслу названной нормы схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
...
Границы земельного участка, необходимого заявителю для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, могут быть определены без предварительной выдачи Администрацией схемы расположения указанного земельного участка в результате проведения межевых работ в порядке, предусмотренном в статьях 35 - 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Для проведения таких работ и определения границ земельного участка на межевом плане в силу части 1 статьи 38 названного закона достаточно наличия кадастровой выписки о данном земельном участке.
...
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Администрации не имелось предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для выдачи Обществу схемы земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2012 г. N Ф01-3824/12 по делу N А31-12001/2011