Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2012, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А43-16846/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании незаконными действий и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автомобильный завод "ГАЗ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), выразившихся в отказе принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 72 636,44 квадратного метра с кадастровым номером 52:18:0040227:15, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 88 (литеры 31А, 31А1 - 31А9), а также об обязании Управления в месячный срок со дня принятия решения по делу принять решение о предоставлении в собственность Обществу за плату указанного земельного участка по цене 4 282 709 рублей 36 копеек (что составляет 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка) и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением суда от 27.01.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 24.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению Управления, выводы судов не соответствуют материалам дела. Управление не наделено полномочиями по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар; испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку входит в состав земель обороны и безопасности.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первого арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.07.2010 серии 52-АГ N 341705 Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - отдельно стоящее здание цеха сварки и окраски кузовов, назначение: производственное (промышленное), общей площадью 91 309 квадратных метров, инвентаризационный номер 7422, литеры 31А - 31А9, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 88.
Принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 72636,44 квадратного метра с кадастровым номером 52:18:0040227:15, находящемся в федеральной собственности и предоставленном Обществу на праве аренды на основании договора аренды от 30.12.2005 N 0259/18 сроком на 49 лет. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 15.06.2011 о приватизации спорного земельного участка.
Письмом от 11.07.2011 N АБ-07/10101 Территориальное управление сообщило Обществу о том, что представленный им пакет документов был направлен в Росимущество для согласования вопроса о предоставлении в собственность земельного участка.
В установленный срок Управление не приняло решение о предоставлении земельного участка в собственность, поэтому Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу, что у Управления отсутствовали основания для отказа Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пунктов 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что Управление наделено полномочиями и несет обязанность рассмотреть заявление Общества о приобретении в собственность находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка и принять соответствующее решение, а также совершить иные действия, направленные на реализацию требования Общества о приватизации земельного участка.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество обратилось в Управление как в уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, приложив к нему документы, предусмотренные Перечнем. На испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий Обществу на праве собственности.
Общество как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0040227:15, и пользователь данного земельного участка на основании договора аренды в соответствии с разрешенным использованием - под производство автомобилей (кадастровый паспорт земельного участка от 09.06.2011) обладает исключительным правом на приобретение его в собственность.
В рассматриваемом случае Управление не имело оснований для непринятия в установленный законом срок положительного решения о приватизации земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:15 и ненаправления заявителю проекта договора купли-продажи.
Ссылка ответчика на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, признается судом округа несостоятельной. Как обоснованно указал апелляционный суд, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок
Довод Управления о том, что испрашиваемый земельный участок по своему целевому (специальному) назначению относится к землям обороны и безопасности, подлежит отклонению, поскольку не подтвержден материалами дела и не заявлялся при рассмотрении спора по существу в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые действия Управления не соответствующими действующему законодательству, нарушающими права и законные интересы Общества и удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по делу N А43-16846/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
...
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество обратилось в Управление как в уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, приложив к нему документы, предусмотренные Перечнем. На испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий Обществу на праве собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф01-3911/12 по делу N А43-16846/2011