г. Нижний Новгород |
|
20 сентября 2012 г. |
Дело N А82-8540/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 20.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Апряткиной Г.С., Чернышова Д.В.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2012, принятое судьей Сорокиной С.Р., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012, принятое судьями Щелокаевой Т.А., Тетерваком А.В., Чернигиной Т.В., по делу N А82-8540/2011
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, закрытому акционерному обществу "Регион"
о признании недействительным договора аренды земельного участка,
третьи лица - государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, мэрия города Ярославля, Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, с участием прокурора Ярославской области,
и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент) и закрытому акционерному обществу "Регион" (далее - ЗАО "Регион", Общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 16.06.2010 N 337-яс.
Исковое требование основано на статьях 12, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 9, 17, подпунктах 3, 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), статьях 7, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и статье 20 Федерального закона от 01.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и мотивировано тем, что у Департамента отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 76:23:050301:21, поскольку он входит в границы земельных участков, необходимых для эксплуатации общежитий Академии, и является федеральной собственностью, а также при его предоставлении не соблюдено требование закона о проведении аукциона. В этой связи договор аренды земельного участка от 16.06.2010 N 337-яс не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Академия), мэрия города Ярославля и Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление).
В порядке, установленном в статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в дело вступил прокурор Ярославской области (далее - Прокурор).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012, в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу о том, что истец не доказал, что для эксплуатации зданий общежитий, являющихся федеральной собственностью, необходимы земельные участки в заявленных им границах, при установлении которых происходит наложение со спорным участком. Соответственно, счел недоказанным факт распоряжения Департаментом земельным участком, являющимся федеральной собственностью. Суд отметил, что ввиду недоказанности Управлением прав на спорный участок у него отсутствует заинтересованность в оспаривании сделки и право на подачу подобного иска. Кроме того, суд указал, что обязательное проведение аукциона установлено для жилищного строительства, а в спорной ситуации участок предоставлен Обществу для строительства нежилого здания.
Не согласившись с решением и постановлением, Академия обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты по причине несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Основные доводы заявителя сводятся к следующему. Суд не учел правоустанавливающие документы - решения Исполнительного комитета Ярославского городского Совета депутатов трудящихся от 23.04.1969 N 286 и от 10.07.1968 N 483, хотя данные документы определяют площадь и границы земельного участка, предоставленного Академии, и в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ранее возникшее право юридически действительно и при отсутствии государственной регистрации. Таким образом, Управлением доказан факт наличия прав истца на спорные земельные участки в границах, установленных указанными документами. На предоставленном Академии земельном участке с 1972 по 1986 год построены три здания общежития, которые в настоящее время эксплуатируются по целевому назначению и на которые в 2009 году за Российской Федераций и Академией зарегистрированы права собственности и оперативного управления соответственно. Следовательно, Департамент распорядился спорным участком в нарушение прав и законных интересов Российской Федерации, с превышением полномочий. Внутриквартирные проезды, как места общего пользования, должны быть включены в границы формируемых земельных участков и необходимы для эксплуатации зданий общежитий Академии. Вывод суда о том, что проведение аукциона в целях предоставления спорного участка не является обязательным в связи с тем, что данный участок предоставлен Обществу не для жилищного строительства, является необоснованным.
Прокурор в отзыве на кассационную жалобу согласился с доводами заявителя и счел жалобу подлежащей удовлетворению.
При надлежащем извещении о времени и месте проведения судебного разбирательства стороны не обеспечили явку представителей в третью инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, решением от 10.07.1968 N 483 ОКСу Ярославского горисполкома отведен земельный участок площадью 5,8 гектара под застройку объектов на освобождаемой территории 231-го военного склада Московского военного округа по Октябрьскому проспекту.
Впоследствии решением от 23.04.1969 N 276 за счет указанной отведенной территории осуществлен отвод земельного участка Ярославскому медицинскому институту для строительства двух девятиэтажных студенческих общежитий на 1074 места с блоком обслуживания на углу улицы Чкалова и проспекта Октября, а решение от 10.07.1968 N 483 признано утратившим силу.
На основании решения от 23.04.1969 N 276 выдан паспорт земельного участка для строительства двух студенческих общежитий за N 106.
В решении от 23.04.1969 N 276 и паспорте не обозначена площадь отведенного для строительства студенческих общежитий земельного участка.
В настоящее время в собственности Российской Федерации имеются три здания общежитий, расположенные в городе Ярославле, на улице Чкалова, дом 2а, и проспекте Октября, дом 63 и дом 63, корпус 2, переданные в распоряжение Академии на праве оперативного управления.
В подтверждение данного права представлены свидетельства о государственной регистрации права от 19.10.2009 серии 76-АА N 969358, N 969359, N 869827, от 20.10.2009 серии 76-АА N 969366, N 969367 и N 869852.
По сведениям технических паспортов, составленных по состоянию на март 2005 года, общежития по проспекту Октября, дом 63, и по улице Чкалова, дом 2а, расположены на земельных участках, площадь которых по фактическому использованию составляет для первого участка- 8130 квадратных метров, для второго - 4308 квадратных метров.
В государственный кадастр недвижимости 05.05.2005 внесены сведения о земельных участках, расположенных по адресам: проспект Октября, дома 63, 63, корпус 2, и улица Чкалова, дом 2а, имеющих разрешенное использование - для общежитий. Соответственно, с кадастровым номером 76:23:050301:13, площадью 6204 квадратных метра и кадастровым номером 76:23:050301:18, площадью 3848 квадратных метров.
Границы названных участков согласно требованиям действующего законодательства не устанавливались.
В связи с процедурой перераспределения 23.03.2006 снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:13, образован и учтен в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:20 площадью 3584 квадратных метра.
Данные обстоятельства явствуют из писем Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ярославской области от 09.12.2011, от 15.12.2011, от 18.01.2012, филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области от 28.02.2012, кадастровых выписок от 12.01.2012.
В технических отчетах, выполненных в 2006 году по результатам геодезических работ, площадь земельных участков в проектируемых границах для общежития по проспекту Октября, дом 63, определена в размере 4197,23 квадратного метра, для общежития по улице Чкалова, дом 2а, - в размере 2683 квадратных метров.
В порядке процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21, расположенный в городе Ярославле, по проспекту Октября, у дома N 63, площадью 3871 квадратный метр, для строительства семиэтажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями. Данный участок учтен в государственном кадастре недвижимости с 05.04.2007. Об этом свидетельствуют постановления мэра города Ярославля от 30.03.2005 N1272, от 21.05.2007 N 1577, договоры аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 26.08.2005 N 16643/1-о, от 22.06.2007 N 16643/2-о, кадастровый паспорт от 26.01.2010.
Общество также получило для освоения земельного участка архитектурно-планировочное задание от 29.04.2005 N 78/2005, градостроительный план земельного участка от 15.11.2007 N RU76301000-400-2007, разрешение на строительство от 17.06.2008 N RU76301000-096-2008.
После прекращения действия договора от 22.06.2007 (20.05.2010), прошедшего государственную регистрацию, Департамент и Общество по заявлению последнего и на основании распоряжения Департамента от 07.06.2010 N 408-р заключили договор от 16.06.2010 N 337-яс.
По договору от 16.06.2010 N 337-яс, аналогичному договору от 22.06.2007, Обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 76:23:050301:21 для строительства семиэтажного делового центра с подземной автостоянкой и инженерными коммуникациями.
Договор от 16.06.2010, предусматривающий срок аренды с 21.05.2010 по 20.05.2013, зарегистрирован 22.07.2010 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ярославской области.
Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, посчитав, что у Департамента отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 76:23:050301:21, поскольку он входит в границы земельных участков, необходимых для эксплуатации общежитий Академии, и является федеральной собственностью, а также при его предоставлении не соблюдено требование закона о проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, земельным законодательством, специальными федеральными законами.
На основании статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 28 и статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также с неразграниченной собственностью, могут быть предоставлены юридическим лицам в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Согласно Закону Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) наделены органы исполнительной власти Ярославской области.
Таким образом, суд правомерно указал, что Департамент вправе распоряжаться земельным участком с неразграниченной собственностью посредством предоставления его в аренду, если на такой участок в установленном законом порядке не возникло право государственной собственности.
В части 1 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, среди прочего, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Распоряжение указанными земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (пункт 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, следовательно, по приведенным в данной статье критериям право государственной собственности на земельный участок является разграниченным с 01.07.2006.
Проанализировав имеющиеся кадастровые сведения о земельных участках, на которых расположены являющиеся федеральной собственностью общежития, суд установил, что на момент первичного предоставления спорного участка Обществу в 2007 году на кадастровом учете находилось два земельных участка: с кадастровым номером 76:23:050301:18, для эксплуатации общежития N 3, без определения границ, и с кадастровым номером 76:23:050301:20, для общежития N 5, с определением границ.
Управление считает, что предоставленный Обществу земельный участок площадью 3871 квадратный метр, с кадастровым номером 76:23:050301:21 фактически сформирован из земельного участка с кадастровым номером 76:23:050301:18 (для общежития N 3) и земельного участка, необходимого для эксплуатации общежития N 4, расположенного по адресу: город Ярославль, проспект Октября, 63.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из имеющихся в материалах дела документов видно, что наложение земельных участков Управления и Общества образовалось в результате формирования земельного участка для общежития N 3 площадью 7276 квадратных метров и для общежития N 4 площадью 3836 квадратных метров.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, ранее для эксплуатации общежития N 4 на кадастровом учете находился земельный участок общей площадью 6204 квадратных метра, из которых 3 584 квадратных метра сформировано в качестве самостоятельного земельного участка для эксплуатации общежития N 5 по адресу: проспект Октября, 63, корпус 2. В этой связи на общежитие N 3 могло приходиться только 2620 квадратных метров из 6204 квадратных метров, а не 7276 квадратных метров, как предполагает истец.
Ссылка заявителя на решения Исполнительного комитета Ярославского городского Совета депутатов трудящихся от 23.04.1969 N 286 и от 10.07.1968 N 483 несостоятельна, поскольку, как правильно отметил суд, данные документы не могут являться надлежащими доказательствами прав истца на земельные участки, используемые в настоящее время для эксплуатации общежитий.
Более того, суд установил, что в границы формируемых Управлением земельных участков для эксплуатации общежитий N 3 и 4 включены внутриквартальные проезды, которые в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации являются местом общего пользования.
С учетом изложенного суд правомерно счел недоказанным, что для эксплуатации зданий общежитий, являющихся федеральной собственность, необходимы земельные участки в заявленных истцом границах, при которых происходит наложение с земельным участком, предоставленным Обществу для строительства.
Следовательно, отсутствуют основания считать, что спорный участок, которым распорядился Департамент, относится к разграниченным землям и является федеральной собственностью.
Довод заявителя о необходимости предоставления спорного участка путем проведения аукциона, не принимается во внимание, так как суд установил, что спорный участок предоставлен Обществу в аренду для строительства нежилого здания, а не для жилищного строительства.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о недоказанности того факта, что при заключении ответчиками договора от 16.06.2010 нарушены требования действующего законодательства, а также права истца, и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и Вторым арбитражным апелляционным судом не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 по делу N А82-8540/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Г.С. Апряткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
...
Ссылка заявителя на решения Исполнительного комитета Ярославского городского Совета депутатов трудящихся от 23.04.1969 N 286 и от 10.07.1968 N 483 несостоятельна, поскольку, как правильно отметил суд, данные документы не могут являться надлежащими доказательствами прав истца на земельные участки, используемые в настоящее время для эксплуатации общежитий.
Более того, суд установил, что в границы формируемых Управлением земельных участков для эксплуатации общежитий N 3 и 4 включены внутриквартальные проезды, которые в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации являются местом общего пользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2012 г. N Ф01-4116/12 по делу N А82-8540/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17934/12
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17934/12
20.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4116/12
28.06.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2941/12
26.03.2012 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-8540/11