Резолютивная часть постановления объявлена 18.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Дербеневой Е.И. (доверенность от 04.07.2012 N РСТ-1630), Шевчука А.Р. (приказ от 30.06.2009 N 36), от заинтересованного лица: Кукановой О.А. (доверенность от 28.05.2012 N 01-12/2409),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.03.2012, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А38-7139/2011 по заявлению Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл о признании недействительным решения,
третьи лица - открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт", Федеральная служба по тарифам, и установил:
Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл (далее - Служба по тарифам) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) от 31.10.2011 по делу N 03-28/35-2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", Общество), Федеральная служба по тарифам.
Решением от 12.03.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 решение оставлено без изменения.
Служба по тарифам не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которой просит их отменить и направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, суды в нарушение части 2 статьи 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали полной оценки доводу Службы по тарифам о том, что в ее действиях отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства. Решение Управления не соответствует статьям 4, 15, 23, 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), принято с нарушением Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.12.2007 N 447, и Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220. Служба по тарифам считает, что Управление обязано было провести анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке; антимонопольный орган не доказал, что действия Службы по тарифам привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. ОАО "Оборонэнергосбыт", обратившись в Службу по тарифам с заявлением об установлении тарифа на электрическую энергию, не представило доказательств того, что оно осуществляет регулируемую деятельность.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и дополнении к ней поддержаны его представителями в судебном заседании.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы и просило отказать в ее удовлетворении.
Общество и Федеральная служба по тарифам, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Республике Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего от Федеральной службы по тарифам обращения по факту отказа Службы по тарифам в открытии тарифного дела для ОАО "Оборонэнергосбыт" и объяснений последнего Управление возбудило в отношении Службы по тарифам дело N 03-28/35-2011 по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела Управление установило следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России Во исполнение данного распоряжения 13.03.2010 Министерство обороны Российской Федерации и ОАО "Оборонэнергосбыт" заключили государственный контракт N 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации.
Письмом от 10.11.2010 N ЕП-8987/12 Федеральная служба по тарифам довела до сведения органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъектов Российской Федерации об определении Общества единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России и обратило внимание на необходимость соблюдения ими пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила N 109).
ОАО "Оборонэнергосбыт" 04.10.2010 обратилось в Службу по тарифам с предложением установить тариф на электрическую энергию на 2010 год для своих потребителей, к числу которых относится и население, приложив все документы, необходимые для возбуждения тарифного дела.
Впоследствии Общество направило в Службу по тарифам дополнения от 13.10.2010 и от 18.10.2010 с обоснованием затрат на функционирование филиала "Приволжский" - Республика Марий Эл, а также дополнение от 26.10.2010 о заключенном между ОАО "Оборонэнергосбыт" и открытым акционерным обществом "Мариэнергосбыт" (далее - ОАО "Мариэнергосбыт") договоре энергоснабжения от 01.01.2010 N 10444.
Письмом от 27.10.2010 N РСТ-1605 Служба по тарифам отказала Обществу в открытии дела об установлении тарифов на электрическую энергию, указав, что тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению, установлены постановлением Службой по тарифам от 10.12.2009 N 47 вне зависимости от энергоснабжающей организации. Служба по тарифам также исходила из того, что заявитель не учтен в сводном балансе производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по Республике Марий Эл на 2010 год.
По результатам рассмотрения дела N 03-28/35-2011 Управление 31.10.2011 приняло решение, которым признало Службу по тарифам нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с необоснованным отказом в открытии дела об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" на 2010 год.
Служба по тарифам, посчитав решение антимонопольного органа не соответствующим действующему законодательству и нарушающим ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 65, 71, 162, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российский Федерации, частью 1 статьи 3, пунктом 2 части 1 статьи 15, статьями 22, 23, 41, 50 Закона о защите конкуренции, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Правилами N 109, Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э, и исходили из правомерности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 7 Правил N 109 регулирования тарифов установление тарифов и (или) предельных уровней проводится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
На основании пункта 10 Правил N 109 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов, предусмотренных пунктами 7.1 и 8 указанных правил. При этом сроки рассмотрения регулирующим органом указанных материалов не должны превышать сроков, установленных в пунктах 13 и 16 Правил N 109.
В пункте 15 Правил N 109 предусмотрено, что Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (далее - Регламент), которым определена процедура рассмотрения регулирующими органами указанных вопросов и принятия решений, утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э.
В силу пункта 18 Регламента для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность, направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письменное заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. В заявлении рекомендуется указывать сведения, предусмотренные пунктом 8 Регламента. К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях) согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил N 109.
В соответствии с пунктом 21 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела.
При этом указанным пунктом (в редакции, действовавшей до 26.12.2010) органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов было предоставлено право отказать в открытии дела об установлении тарифов только при отсутствии каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом.
Следовательно, при соблюдении сроков направления заявления решение об отказе в открытии тарифного дела может быть принято в случае, если к заявлению об установлении тарифа не приложены материалы согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил N 109, или в случае, если заявление подано организацией, не осуществляющей регулируемую деятельность.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что фактически Служба по тарифам не проверила представленные ОАО "Оборонэнергосбыт" документы по правилам обязательной процедуры, не оценила доводы последнего, а вместо открытия тарифного дела ограничилась общей информацией об утверждении тарифа для всех сбытовых организаций. Однако вопрос об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" на 2010 - 2011 годы мог быть разрешен по существу только после рассмотрения соответствующего дела. Отказ Службы по тарифам в открытии дела об установлении тарифов для потребителей Общества по основаниям, указанным в письме от 27.10.2010 N РСТ-1605, является незаконным.
Суды пришли к правильным выводам о том, что отказ в открытии тарифного дела влечет невозможность осуществления Обществом своей деятельности, поскольку взимание платы за оказанные услуги в отсутствие надлежащим образом установленных тарифов является нарушением действующего законодательства.
На основании изложенного суды правомерно признали, что в рассматриваемой ситуации Служба по тарифам действия нарушила своими действиями пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На момент обращения ОАО "Оборонэнергосбыт" в Службу по тарифам (04.10.2010) действовал Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно которому государственному регулированию подлежали тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней.
В соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 6 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов должны были устанавливать тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, к регулируемым тарифам (ценам) относятся регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, в объемах, соответствующих продаваемым по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке объемам электрической энергии (мощности).
Как установили суды, ОАО "Оборонэнергосбыт" приложило к заявлению документ, содержащий перечень потребителей электроэнергии, в том числе Министерство обороны Российской Федерации и открытое акционерное общество "28 электрическая сеть".
По государственному контракту на поставку электрической энергии (мощности) от 15.03.2010 N 140/205 в перечень договоров энергоснабжения, действовавших в 2010 году, входили договоры, заключенные ФГ КЭУ "40 ЭТК" и открытым акционерным обществом "Славянка", филиал Казанский, группа потребителей которых определена как население, проживающее в домах, оборудованных электрическими плитами. Срок действия указанных договоров с 01.01.2010.
В представленном в Республиканскую службу по тарифам приложении N 2 к договору энергоснабжения от 01.01.2010 N 10444, заключенному ОАО "Мариэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт", в качестве места расположения контрольных средств учета названы общежития, потребителем электроэнергии в которых является население.
В приложении N 1 к заявлению, в расчетных таблицах, составленных ОАО "Оборонэнергосбыт" в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2006 N 20-э/2, структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) общества на 2010 год распределена по категориям потребителей, среди которых выделены население и прочие потребители, с указанием объема полезного отпуска электроэнергии, заявленной (расчетной) мощности.
В счетах-фактурах, выставленных ОАО "Мариэнергосбыт" в адрес Общества с января по август 2010 года, и актах приема-передачи электрической энергии также выделена категория потребителей - население.
В данном случае суды правомерно отметили, что при открытии тарифного дела Служба по тарифам могла бы исследовать указанные доказательства в целях установления тарифов для ОАО "Оборонэнергосбыт", однако незаконно отказала в открытии тарифного дела, необоснованно сославшись на невозможность установить тариф на электрическую энергию на 2010 год из-за отсутствия в расчетных материалах сведений о наличии среди потребителей населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Ссылка заявителя на невозможность установления тарифа в связи с тем, что объемы, поставляемые ОАО "Оборонэнергосбыт", не включены в сводный баланс производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по Республике Марий Эл на 2010 год, также правомерно отклонена судами, поскольку объемы поставок электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт" были учтены в сводном балансе в объемах гарантирующего поставщика ОАО "Мариэнергосбыт".
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Следовательно, потребители ОАО "Оборонэнергосбыт" вправе требовать исполнения договора по цене, установленной в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, а отсутствие такой цены создает ОАО "Оборонэнергосбыт" препятствия для осуществления его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220, не требуется проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с этим довод Общества о том, что Управление не доказало, что действия Службы по тарифам привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, потому что отсутствует анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке, является ошибочным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и соответствуют им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили соответствующую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.03.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по делу N А38-7139/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, к регулируемым тарифам (ценам) относятся регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими и энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, в объемах, соответствующих продаваемым по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке объемам электрической энергии (мощности).
...
В счетах-фактурах, выставленных ОАО "Мариэнергосбыт" в адрес Общества с января по август 2010 года, и актах приема-передачи электрической энергии также выделена категория потребителей - население.
...
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
...
В силу пункта 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220, не требуется проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2012 г. N Ф01-4135/12 по делу N А38-7139/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17966/12
25.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17966/12
20.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4135/12
14.06.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2072/12
12.03.2012 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-7139/11