Нижний Новгород |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А11-3020/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014, принятое судьей Киселевой М.Ф., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014, принятое судьями Насоновой Н.А., Тарасовой Т.И., Родиной Т.С., по делу N А11-3020/2013
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраева Максима Владимировича (ОГРН: 3087746255003, ИНН: 772065135003)
к муниципальному образованию Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области, (ОГРН:1033301002371, ИНН: 3316300662)
о взыскании 80 000 рублей,
третье лицо - администрация Киржачского района Владимирской области,
и у с т а н о в и л :
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ибраев Максим Владимирович (далее - ГКХ Ибраев М.В., Глава крестьянского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию Киржачский район Владимирской области в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) о взыскании 80 000 рублей убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) Администрации.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 02.06.2014 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что Арбитражный суд Владимирской области неправомернро произвел замену ответчика без вынесения соответствующего определения и без ходатайства или согласия истца, в связи с чем нарушил статью 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Администрация полагает, что ее вина и противоправность поведения в спорных правоотношениях отсутствует; обязанность по изготовлению схемы на заинтересованных лиц не возлагалась. Заявитель полагает, что истец не обосновал и не доказал размер ущерба.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ГКХ Ибраев М.В. в отзыве на кассационную жалобу относительно доводов заявителя возразил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.04.2010 ГКФХ Ибраев М.В. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 40 га из земель фонда перераспределения района в аренду на 49 лет для целей воспроизводства рыбы и водных биоресурсов.
Орган местного самоуправления, рассмотрев названное заявление, в письме от 08.06.2010 N 715-01-13 сообщил ГКФХ Ибраеву М.В. о непринятии решения по предоставлению земельного участка в связи с непредставлением документов, указанных в перечне, утвержденном решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823.
Решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 утверждено Положение по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством. Согласно пункту 2.3 названного Положения, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается наряду с иными документами схема размещения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" утвержден временный порядок изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, согласно пункту 3 которого схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории изготавливается по инициативе заинтересованного юридического или физического лица, а также уполномоченного государственного или муниципального органа. Лицам, заинтересованным в получении схемы, рекомендуется привлекать к ее изготовлению кадастровых инженеров или лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в переходный период, в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 17.03.2011 N 339 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 "Об утверждении положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности на территории Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", ГКФХ Ибраев М.В. заключил договор от 28.05.2010 N 45 с ООО "Базис" на выполнение кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское сельское поселение, вблизи деревни Аленино.
Согласно акту сдачи-приемки работ от 11.05.2011 по договору N 45 исполнитель (ООО "Базис") выполнил кадастровые работы в отношении земельного участка площадью 651 492 квадратных метра, с кадастровым номером 33:02:021258. Расположение участка установлено в 1520 м на юго-восток от ориентира - жилой дом N 4 по улице Прибрежной деревни Аленино Киржачского района Владимирской области за пределами участка; заказчику (ГКФХ Ибраеву М.В.) изготовлено и передано дело по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
За выполненные работы ГКФХ Ибраевым М.В., в соответствии с договором от 28.05.2010 N 45 произведена оплата ООО "Базис" в размере 80 000 рублей по квитанциям от 01.06.2010 и 11.05.2011.
Впоследствии решением Киржачского районного суда Владимирской области от 27.05.2011 по делу N 2-512-2011, вступившим в законную силу, пункт 2.3 "Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", утвержденного решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19.06.2009 N 55/823, признан противоречащим закону и недействующим с 14.07.2009. Данным решением также установлено, что Федеральный закон не только не содержит положений, обязывающих заявителя прилагать к заявлению о предоставлении земельного участка какие-либо документы, в том числе и схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, но и обязывает орган местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а установление требований по предоставлению дополнительных документов при подаче заявления о предоставлении земельного участка влечет за собой нарушение принципа равенства прав на получение земельного участка, в связи с чем пункт 2.3 указанного положения противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и подлежит признанию недействующим с даты вступления в силу (опубликования) - с 14.07.2009.
Постановлением Администрации от 01.11.2012 N 1312 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 651 492 квадратных метра, местоположение: в 1520 метрах на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское сельское поселение, деревня Аленино, улица Прибрежная, дом 4, для воспроизводства рыбы и водных биоресурсов. Однако письмом от 02.07.2012 N 108/2-11-01-17 Администрация сообщила ГКФХ Ибраеву М.В. о том, что данный участок будет оформляться для предоставления с торгов, в связи с подачей в орган местного самоуправления района более одного заявления.
Истец, посчитав, что в результате незаконных действий Администрации, выразившихся в нарушении сроков рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка, незаконном отказе в предоставлении земельного участка письмом от 08.06.2010 N 715-01-13, незаконном возложении обязанности по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321 "Об утверждении временного Порядка изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 17.03.2011 N 339 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности", решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823 "Об утверждении Положения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) и муниципальной собственности Киржачского района Владимирской области, для целей, не связанных со строительством", ему причинены убытки в сумме 80 000 рублей (стоимость оплаченных кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории), обратился в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд исходил из того, что истец доказал наличие обстоятельств (причинение убытков органом местного самоуправления, их размер и причинно-следственную связь), влекущих возникновение ответственности Администрации в виде возмещения убытков и удовлетворил иск в полном объеме.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Деликтная ответственность в отношении ответчика может наступить только при наличии совокупности следующих условий: факта наступления вреда; противоправного поведения причинителя вреда; причинной связи между поведением и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суды установили, что неправомерность действий Администрации, выразившаяся в отказе в принятии решения по предоставлению земельного участка, в связи с непредставлением документов, указанных в перечне, утвержденном решением Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823, подтверждается письмом от 08.06.2010 N 715-01-13. Издание данного документа на основании не соответствующего закону решения Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области от 19.06.2009 N 55/823, возлагавшего на заявителей обязанность по предоставлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, подтверждается решением Киржачского районного суда Владимирской области от 27.05.2011 по делу N 2-512-2011.
Кроме того, суды обоснованно посчитали, что приведенные действия Администрации ограничили право ГКФХ Ибраева М.В. на приобретение земельного участка в аренду, поскольку постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.02.2013 N 189 "Об организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 1520 м по направлению на юго-восток от дома 4 по улице Прибрежная, деревня Аленино", протоколом об итогах аукциона от 10.04.2013 названный земельный участок предоставлен в аренду иному лицу (победителю аукциона).
Как видно из материалов дела и установлено судами, для выполнения кадастровых работ по изготовлению схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Глава крестьянского хозяйства заключил договор от 28.05.2010 N 45 с ООО "Базис", которое выполнило данные работы, за что истец уплатил исполнителю 80 000 рублей по квитанциям от 01.06.2010 и 11.05.2011.
Таким образом, суды установили совокупность условий, являющихся основанием для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности, в связи с чем обоснованно взыскали с Администрации в пользу ГКФХ Ибраева М.В. убытки в виде расходов на изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории являлись обоснованными.
Довод заявителя о законности действий Администрации, выразившихся в требовании с заинтересованного лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Временный порядок изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утвержденный постановлением главы администрации Киржачского района Владимирской области от 19.03.2009 N 321; пункт 2.3 Положения по предоставлению земельных участков, находящихся на территории Киржачского района Владимирской области, для целей не связанных со строительством, утвержденного решением Совета народных депутатов Киржачского района от 19.06.2009 N 55/823, необоснованно предусматривали обязанность заинтересованного лица, обратившегося с заявлением о предоставлении земельного участка, по предоставлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрация также не согласна с размером убытков, предъявленных ГКФХ Ибраевым М.В. ко взысканию, вместе с тем доказательств того, что стоимость услуг по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является иной в суд не представила, ходатайство о назначении экспертизы с целью определения стоимости соответствующих работ не заявляла.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что истец доказал наличие обстоятельств (причинение убытков органом местного самоуправления, их размер и причинно-следственную связь), влекущих возникновение ответственности Администрации в виде возмещения убытков, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования ГКФХ Ибраева М.В. в полном объеме.
Ссылка органа местного самоуправления на нарушение судом первой инстанции статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выразившееся в неправомерной замене ответчика, произведенной судом в судебном заседании от 21.01.2014 без согласия истца, несостоятельна.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Из письма Главы крестьянского хозяйства (том 3, лист дела 52) следует, что истец считает надлежащим ответчиком по делу муниципальное образование "Киржачский район" в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области, в связи с чем Арбитражным судом Владимирской области в судебном заседании 21.01.2014, с согласия и по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области на муниципальное образование "Киржачский район" в лице финансового управления администрации Киржачского района Владимирской области, что отражено в протоколе судебного заседания от 15.01.2014 - 21.01.2014 (том 3, листы дела 99 - 102).
При таких обстоятельствах кассационная жалоба по приведенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.01.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А11-3020/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 октября 2014 г. N Ф01-3971/14 по делу N А11-3020/2013