Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Ногтевой В.А., Чиха А.Н.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального округа на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2012, принятое судьей Котоминой Н.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012, принятое судьями Чернигиной Т.В., Поляшовой Т.М., Щелокаевой Т.А., по делу N А82-13384/2011 по иску государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области "Яркоммунсервис" к Некрасовскому муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального округа, администрации Некрасовского муниципального района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом о взыскании задолженности и установил:
государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области "Яркоммунсервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Некрасовскому муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального округа (далее - МП ЖКХ) и администрации Некрасовского муниципального района (далее - Администрация) в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - Комитет) о взыскании 356 965 рублей 13 копеек стоимости потерь тепловой энергии за период с октября по декабрь 2010 года, 24 828 рублей 56 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.11.2010 по 26.09.2011 с их дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга.
Суд решением от 07.02.2012 взыскал стоимость потерь тепловой энергии с МП ЖКХ; в удовлетворении требований о взыскании процентов, а также иска к Администрации отказал. При принятии судебного акта суд исходил из того, что МП ЖКХ в заявленный период являлось владельцем на праве хозяйственного ведения спорных тепловых сетей.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.06.2012 оставил решение без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, МП ЖКХ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, выводы судебных инстанций о принадлежности тепловых сетей на праве хозяйственного ведения МП ЖКХ не соответствуют представленным в дело доказательствам. В спорный период (октябрь - декабрь 2010 года) тепловые сети не были зарегистрированы на праве хозяйственного ведения за МП ЖКХ, а свидетельство о государственной регистрации права выдано только 23.03.2011 (серия 76-АБ N 324550). В соответствии с пунктом 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.09.2012 объявлялся перерыв до 17 часов 18.09.2012.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2012 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 по делу N А82-13384/2011 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитет и МП ЖКХ (Предприятие) заключили договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МП ЖКХ от 01.07.2008 (с учетом дополнительного соглашения от 05.11.2009), по условиям которого Комитет закрепил за предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество согласно приложению N 1. Имущество, закрепленное за предприятием, указано в перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение (приложение N 1), отражается в балансе предприятия; движимое и недвижимое имущество учитывается в Реестре муниципальной собственности (пункты 1.1 и 1.2 договора).
По акту приема-передачи недвижимого имущества от 05.11.2009 Комитет передал МП ЖКХ тепловые сети в рабочем поселке Некрасовское, протяженностью 15983 метров в двух трубном исчислении, расположенные по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, рабочий поселок Некрасовское.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.03.2011 серии 76-АА N 324550 тепловые сети (в том числе магистральные и придомовые), назначение: тепловые сети, протяженность 15983 метров, инвентарный N 8, адрес объекта: Ярославская область, Некрасовский район, рабочий поселок Некрасовское, зарегистрированы на праве хозяйственного ведения за МП ЖКХ.
Магистраль к жилым домам N 11 по улице Молодежной и N 3а по улице Комсомольской находятся на балансе МП ЖКХ, что подтверждается списками основных средств и нематериальных активов МП ЖКХ по состоянию с 01.01.2002 по 01.01.2009 (листы дела 73 - 87).
Договор об оказании услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 01.10.2010 N 2п-10, в соответствии с которым МП ЖКХ обязано оплачивать Предприятию потери тепловой энергии и теплоносителя, со стороны МП ЖКХ не подписан, в связи с чем считается незаключенным.
Посчитав, что у МП ЖКХ числятся на балансе тепловые сети, по которым осуществляется поставка тепловой энергии в рабочий поселок Некрасовское, а также тепловые потери включены в тариф, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В пункте 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении установлено, что теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения.
Таким образом, с учетом технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к нормативным потерям теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети. По существу тепловые сети представляют собой один из объектов энергопотребления с тем лишь различием, что энергия расходуется без пользы, то есть теряется. Теплосетевая организация компенсирует для себя стоимость потерь за счет конечных потребителей путем включения этих расходов в тариф на передачу тепловой энергии. В силу этого объем нормативных тепловых потерь в сетях подлежит учету в качестве тепловой нагрузки организации, владеющей тепловыми сетями.
Суды обеих инстанций установили, что в рассматриваемый период владельцем тепловых сетей непосредственно присоединенных к сетям истца являлся МП ЖКХ, которому спорные тепловые сети переданы в безвозмездное пользование на праве хозяйственного ведения.
В статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как установили суды обеих инстанций и подтверждается представленными в дело доказательствами, тепловые сети в рабочем поселке Некрасовское, протяженностью 15983 метров в двух трубном исчислении, расположенные по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, рабочий поселок Некрасовское, переданы Администрацией МП ЖКХ по акту от 05.11.2009.
Тепловые сети (в том числе магистральные и придомовые), назначение: тепловые сети, протяженность 15983 метров, инвентарный N 8, адрес объекта: Ярославская область, Некрасовский район, рабочий поселок Некрасовское зарегистрированы на праве хозяйственного ведения за МП ЖКХ лишь 23.03.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.2011 серии 76-АА N 324550.
При таких обстоятельствах, и с учетом упомянутых норм права право хозяйственного ведения на указанное имущество (тепловые сети (в том числе магистральные и придомовые), назначение: тепловые сети, протяженность 15983 метров), возникло у МП ЖКХ с момента регистрации, то есть с 23.03.2011. Соответственно, обязанность по содержанию тепловых сетей, в том числе по несению расходов по оплате тепловых потерь, возникла у МП ЖКХ с момента регистрации права хозяйственного ведения.
Таким образом, обязанность несения расходов по оплате потерь тепловой энергии за период с октября по декабрь 2010 года не может быть возложена на МП ЖКХ в силу закона и подлежит взысканию с Администрации - владельца спорных тепловых сетей в рассматриваемый период.
Следовательно, у судов не имелось правовых оснований для возложения на МП ЖКХ обязанности по уплате истребуемой стоимости потерь тепловой энергии.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплоснабжающие установки присоединены к сетям теплоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности по возмещению стоимости указанных потерь тепловой энергии.
Размер тепловых потерь и порядок его расчета ответчиками не оспорены.
На основании изложенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению. Не передавая дело на новое рассмотрение, суд округа счел возможным принять новый судебный акт об удовлетворении иска в части взыскания стоимости тепловых потерь за счет Администрации.
В силу статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций в размере 4000 рублей относятся на Администрацию.
В соответствии со статьями 325 и 326 (частью 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Ярославской области следует произвести поворот исполнения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частями 1 и 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.02.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 по делу N А82-13384/2011 в части взыскания с Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального округа 356 965 рублей 13 копеек стоимости потерь тепловой энергии и 9944 рублей 20 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины отменить.
Взыскать с администрации Некрасовского муниципального района за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в пользу государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области "Яркоммунсервис" 356 965 рублей 13 копеек стоимости потерь тепловой энергии, а также 9944 рубля 20 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с администрации Некрасовского муниципального района за счет казны Некрасовского муниципального района Ярославской области в пользу Некрасовского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Некрасовского муниципального округа 4000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы и произвести поворот исполнения отмененных судебных актов.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
...
В соответствии со статьями 325 и 326 (частью 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Ярославской области следует произвести поворот исполнения судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 сентября 2012 г. N Ф01-3653/12 по делу N А82-13384/2011